Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Лес — неисчерпаемый источник пищевых и непродовольственных ресурсов. Дикорастущий урожай необходимо собирать в определенное время и в количестве, не допускающем истощения природных ресурсов. Если собирать плоды бесконтрольно и в любое время, можно нанести серьезный урон лесам. Лесные хозяйства создаются для того, чтобы следить за ситуацией и вмешиваются в случае нарушений.

В Российском законодательстве существует специальный документ — Лесной Кодекс РФ, целиком посвященный регулированию проблем леса, в т.ч. призванный следить за соблюдением баланса при сборе тех или иных лесных продуктов.

Порядок сбора грибов и ягод в РФ по закону

Ягоды, грибы, орехи и плоды относятся к пищевым лесным ресурсам и их сбор регулируется Лесным Кодексом России в статьях 34 и 35. Статья 34 ЛК РФ рассматривает ситуацию, когда люди собирают грибы или ягоды с целью их последующей продажи.

Такой вид деятельности является предпринимательским и тем, кто занимается собирательством пищевых ресурсов для получения прибыли, необходимо соблюдать ряд требований. Требования, описанные в ст. 34 ЛК РФ, продублированы Приказом Рослесхоза от 05.12.

2011 N 511, разработанным в соответствии со статьей.

Читайте о последних нововведениях в Федеральный закон 79 о госслужбе 2018 по ссылке:

Согласно закону о сборе ягод и грибов, граждане и юридические лица, осуществляющие собирание и заготовку лесных пищевых ресурсов и различных лекарственных трав, обязаны:

  • Осуществлять сбор урожая ягод (грибов и т.д.) на основании договора аренды лесного участка;
  • Применять технологии, не допускающие истощения уже имеющихся ресурсов;
  • Исполнять лесохозяйственный регламент и проект освоения леса (невыполнение может повлечь досрочное расторжение договора аренды лесного участка).

Также читайте ФЗ 33 в новой редакции. Подробности по ссылке:

На взятом в аренду лесном участке предприниматель вправе размещать временные постройки (сушилки, склады, грибоварни). Согласно п.1 ст .20 ЛК РФ, урожай, добытый человеком в лесу, является его собственностью.

Если же гражданин собирает ягоды и грибы для собственных нужд, по закону нет необходимости арендовать лесной участок и регистрироваться в качестве предпринимателя.

Можно отправляться в лес и собирать грибы и ягоды, соблюдая общие правила сбора и заготовки пищевых ресурсов и правила пребывания граждан в лесах (ст .11 закона).

К ним относятся соблюдение правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Вне зависимости от цели сбора лесных даров, закон о грибниках запрещает:

  • Собирать пищевые и лекарственные ресурсы, которые занесены в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ;
  • Использование грибов или дикорастущих растений, признанных наркотическими согласно закону от 08.01.1998 г. N 3-ФЗ.

Когда разрешен сбор грибов и ягод?

Собирательство и заготовка урожая ягод, грибов и прочих пищевых ресурсов или лекарственных трав разрешается только в течение сроков, установленных законом. Такие сроки приходятся на время наибольшего созревания урожая и для каждого региона определяются индивидуально.

При установлении таких сроков учитывают климатическую зону, в которой расположен район и текущие погодные условия. Поэтому сбор урожая ягод и грибов в это время не наносит экологического урона лесу. Жителям необходимо следить за официальной информацией, касающейся сроков заготовки лесных даров.

Собирать их в другое время считается нарушением закона.

Допустимые территории

Согласно ст. 11 ЛК РФ, сбор ягод и грибов разрешен на любой территории, за некоторым исключением.

Собирать грибы и орехи запрещено в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территориях, иных землях, доступ на которые находится под запретом или ограничен федеральными законами.

Лица, арендовавшие участок леса, не имеют права ограничивать посещение этого участка физическими лицами и препятствовать сбору ими урожая.

Взимается ли налог?

На данный момент законодательство РФ не предусматривает взимание налога за сбор урожая грибов или ягод.

Но сравнительно недавно в интернете появились новости с предложением о введении такого налога в будущем.

С предложением о внесении закона вначале выступил губернатор Владимирской области на Международном инвестиционном форуме Сочи. Затем подобное заявление прозвучало от министра сельского хозяйства России.

В дальнейшем стали появляться новости о том, что правительство рассматривает такой законопроект и даже определяет сумму будущего налога — 4500 рублей за сбор урожая ягод и 6000 рублей — грибов.

В ответ на возмущение граждан, которым инициатива не понравилась, чиновники заверили, что проект такого закона не рассматривается. Возможность лицензирования сборщиков ягод и грибов назвали вымыслом.

Поэтому жители, собирающие грибы и ягоды, могут не переживать, что в ближайшее время им придется потратиться на уплату налога или получение лицензии.

Сбор лесных даров — прекрасный способ разнообразить свое питание и укрепить здоровье и иммунитет. Дополнительный плюс — экономия на приобретении таких продуктов, поскольку их цена в магазинах и на рынках часто завышена, а качество и свежесть оставляют желать лучшего.

Для городских людей вопрос не столько актуален, как для сельских. Множество жителей поселков и деревень занимается собирательством. Помимо употребления, ягоды и грибы можно продать, что увеличивает небольшой доход сельского населения.

Потому люди с приходом лета отправляются в лес на поиски дикорастущих плодов.

Перед походом в лес рекомендуем ознакомиться со сроками и правилами сбора урожая ягод, грибов, орехов и прочих плодов, согласованных в вашем регионе, а также законами, регулирующими деятельность по собиранию урожая грибов и орехов, чтобы не навредить лесным растениям.

Источник: https://c-c.su/yurist/zakon-o-sbore-gribov-i-yagod-v-rossijskoj-federacii

Закон о сборе грибов и ягод 2018 года – текст, когда вступит в силу, налог на сбор

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

В Государственную думу внесен проект закона о внесении изменений Лесной кодекс РФ и в ФЗ «О потребительской кооперации», призванный изменить правовое регулирование сбора, закупки и заготовки недревесных и пищевых ресурсов леса. В народе проект уже получил название «закон о сборе грибов и ягод 2018 года», хотя речь идет о всех дарах леса, начиная от бересты и мха, заканчивая орехами и березовым соком.

Коротко расскажем, что из себя представляет закон о грибах и ягодах, который в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2019 года, и будут ли с россиян собирать налог на сбор ягод и грибов в России в 2018-2019 гг Официальный текст законопроекта и пояснительной записки представлен ниже.

Что из себя представляет проект закона?

Законопроект № 548919-7 был внесен в Госдуму 17 сентября 2018 года и сразу отправлен на рассмотрение в профильный комитет про природным ресурсам и земельным отношениям.

Проект предполагает внесение изменений в Лесной кодекс РФ и ФЗ «О потребительской кооперации». В частности, ЛК РФ дополняется статьей 20.1, где расшифровывается, что можно считать заготовленными лесными ресурсами, и кто их заготавливает; как происходит сбор, скупка и переработка лесных ресурсов – ягод, грибов, трав и т. д.

Основная цель закона о сборе грибов и ягод – это снятие правовых барьеров для более эффективного использования леса.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что сегодня сбор лесных ресурсов осуществляется максимум на 7,5 процентов, а обычно гораздо хуже.

То есть не используется в полной мере огромный потенциал одного из главных природных богатств России. Кое-кто из депутатов даже сравнил сбор грибов и ягод с добычей нефти.

Законодатели рассчитывают, что граждане будут охотнее собирать «недревесные и пищевые лестные ресурсы», если будет возможность их сдавать за деньги в специальные заготовительные комбинаты.

А у бизнеса благодаря четкому правовому регулированию появится возможность смело инвестировать в эту отрасль.

Все плюсы проекта перечислены в короткой и содержательной пояснительной записке, которая представлена ниже.

Закон о сборе валежника в лесу с 1 января 2019 года – что нужно знать?

Будет ли взиматься налог на сбор ягод и грибов в России?

В 2018 году активно обсуждается еще одна инициатива – это законодательное определение такого понятия как самозанятость. Так вот под самозанятость (в том виде, в каком закон был анонсирован Минфином) сбор грибов и ягод с целью продажи как раз попадает.

Если оба закона примут, то с 1 января 2019 года сборщики ресурсов леса смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых и платить налог с полученной прибыли 6%, если будут сдавать собранное юрлицам, или 3%, если – физическим лицам.

Если закон о самозанятости не примут, или сборщики не захотят по каким-то причинам регистрироваться, то юридические лица будут вынуждены заключать со сборщиками-физлицами договоры в соответствии с действующим законодательством.

Естественно, об уплате налога на сбор грибов и ягод для собственного потребления речь не идет. По закону (ст. 11 ЛК РФ) граждане могут свободно посещать леса и осуществлять безвозмездно сбор диких ягод и грибов для собственных нужд. Другой разговор, если речь идет о сборе на продажу.

Налог на самозанятых граждан в 2018 году – какой закон готовит Правительство РФ?

Официальный текст закона о сборе ягод и грибов

Вносится депутатами Государственной Думы Российской Федерации

Н.П. Николаевым,

В.Соломатиной,

Б.М.Гладких,

В.Н.Пивненко

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; №30, ст. 3597, 3599, 3616; №52, ст. 6236; 2009, №11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4590; № 48, ст.

6732; №50, ст. 7343; 2012, №26, ст. 3446; №31, ст. 4322; 2013, №51, ст. 6680; №52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, №11, ст. 1092; №26, ст. 3377, 3386; №30, ст. 4251; 2015, №27, ст. 3997; №29, ст. 4350, 4359; 2016, № 1, ст. 75; № 18, ст. 2495; № 26, ст. 3875, 3887; № 27, ст. 4198, 4294; 2017, № 27, ст. 3940; 2018, №1, ст. 55; №17, ст. 2426; №24, ст.

3415) следующие изменения:

1) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Заготовленные (добытые) лесные ресурсы

1. Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.

2. Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

2) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

3) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов

1. Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Статья 2

В абзаце четвертом преамбулы Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 года №97-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1788; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3306) слова «дикорастущих плодов, ягод и грибов» заменить словами «заготовленных (добытых) пищевых и не древесных лесных ресурсов».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент

Российской Федерации

Текст пояснительной записки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к федерального закона

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Леса Российской Федерации обладают огромным сырьевым потенциалом для развития видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Пищевые и недревесные ресурсы леса представляют собой возобновляемые природные ресурсы, многие из которых пользуются большим спросом как внутри страны, так и за рубежом.

В нашей стране осуществляются заготовка и сбор таких недревесных лесных ресурсов, как пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и других подобных лесных ресурсов. К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. В лесах России произрастают сотни видов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них составляют, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, 7,4 млн. т, а биологические запасы — 13,4 млн. т. Пищевые лесные ресурсы имеют важное социальное и экономическое значение, широко используются населением, а во многих субъектах Российской Федерации даже являются важным источником средств существования для сельского населения.

Несмотря на огромное эколого-экономическое и социальное значение имеющихся пищевых ресурсов леса, уровень их освоения остается крайне низким (от 1,5 до 7% в зависимости от вида ресурса).

Существенным сдерживающим фактором развития данного сектора народного хозяйства являются недостатки правового регулирования соответствующей сферы, а именно недостаточно определенное правовое содержание заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд.

В соответствии со статьями 11 и 35 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Несмотря на отсутствие в JIK РФ более подробного и ясного регулирования, продажа гражданами добытых ими лесных ресурсов не означает, что они осуществляли использование лесов, не связанное с их «собственными нуждами». Российское налоговое законодательство предполагает, что граждане вправе осуществлять реализацию добытых лесных ресурсов.

Так в соответствии со ст.

217 Налогового кодекса РФ «…не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; 16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла…».

Предлагаемый законопроект разработан в целях устранения пробелов правового регулирования заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов и предлагает дополнить Лесной кодекс российской Федерации следующими нормами, определяющими: — заготовленные (добытые) лесные ресурсы как лесную продукцию, полученную при использовании лесов; — закупку у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов в порядке,

3 установленном Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

— переработку заготовленных (добытых) лесных ресурсов в соответствии с профильным законодательством. Кроме того, законопроект дополнен корреспондирующими изменениями в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Сегодня организации потребительской кооперации, благодаря существующей системе сбора и переработки дикоросов, создают линейки экологически чистой пищевой продукции, укрепляют сферу услуг на местах, формируют благоприятную социальную среду, дают работу значительной части сельского населения. Развитая система заготовительных пунктов способна решить целый ряд отраслевых задач:

— возможность расчетов с населением без риска блокировки счетов и, как следствие, их бесперебойная работа;

— обеспечение прозрачности потоков сырья, необходимой как для выработки единой системы оценки качеств и свойств сырья, так и для соблюдения стандартов органической продукции;

— обеспечение прозрачности финансовых потоков, что приведет к привлечению инвестиций и развитию отрасли;

— развитие лесной инфраструктуры в целях увеличения объемов сбора дикоросов путем обеспечения доступа к труднодоступным территориям, обеспечения сохранности собранного урожая и возможности его транспортировки к местам промышленной переработки;

— формирование объективных статистических данных об объемах оборота пищевых лесных ресурсов для целей финансового планирования, научного сопровождения, выработки и принятия адекватных мер государственного регулирования.

Необходимо строительство новых и модернизация существующих приемо-заготовительных пунктов потребительской кооперации с применением современных технологий, создание льготных условий для развития таких предприятий, включение в число приоритетов господдержки продвижение российских брендов на мировой арене и внутреннем рынке.

Предлагаемый законопроект заложит необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей.

В случае принятия закона о ягодах, грибах и других ресурсах леса, он вступит в силу с 1 января 2019 года. Скачать полный пакет документов по проекту, внесенный в Госдуму.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-o-gribah-i-jagodah-s-1-janvarja-2019-goda-pridetsja-li-platit-nalog/

Налог на сбор грибов и ягод в 2020 году – Экономические прогнозы 2020

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Казалось бы – после принятия законов, разрешающих сбор валежника и охоту с луком, допускающих уголовное преследование за лайки и репосты, внедряющих налоги на использование подземных вод и самозанятость, россиян уже ничем не удивишь! Однако список законопроектов, которые в соцсетях уже окрестили возмутительными, нелепыми и нарушающими права человека, пополняется с каждым месяцем. И если запрет на критику властей или на распространение фейков в большей мере грозит молодым гражданам РФ, “обитающим” в социальных сетях, то еще один законопроект может затронуть их бабушек и дедушек!

Речь, конечно же, о наработках Министерства сельского хозяйства, которые формализируют процесс сбора дикоросов (т.е. дикорастущих ягод, грибов и не только).

Появились слухи, что уже в 2020 году собирать подосиновики и подберезовики, ежевику и боярышник, а также любые другие виды съедобных грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и даже семян можно будет только при наличии специальной лицензии! А раз процесс сбора будет лицензирован, то, вероятно, сборщики дикоросов будут обложены новым налогом… Но так ли это? И придется ли россиянам платить за каждую закатанную банку лисичек?..

Закон о контроле сбора ягод и грибов

Власти планируют в ближайшее время поставить сбор дикоросов на контроль

Летом 2019 года Министерство сельского хозяйства вновь поставило на повестку дня сбор дикоросов.

Все потому, что лесные богатства, скрывающиеся в зарослях, являются практически неисчерпаемым ресурсом, имеющим большой экспортный потенциал! Так, одна только продажа грибов, по мнению Минсельхоза, может принести в бюджет Российской Федерации дополнительные 2 миллиарда рублей! Вот только для этого оборот дикоросов (от их сбора и переработки до продажи потребителю) нужно взять под строгий контроль.

Пока что ни сбор лекарственных растений, ни сцеживание березового сока, ни любые работы по заготовке дикорастущих пищевых ресурсов никак не мониторятся, а правовое регулирование в этой сфере попросту отсутствует.

Если в правительстве разработают четкую правовую процедуру, регламентирующую оборот лесной продукции, её экспорт начнет приносить стране существенную прибыль! Ведь уже сейчас сбором ягод и грибов занимаются не только частники, но и тысячи наемных сборщиков, которые сдают “улов” предпринимателям.

По примерным оценкам, российский лес может предложить эксплуатационный запас ресурсов в размере 7,4 миллионов тонн – однако из этого необъятного количества осваивается и перерабатывается от 5% до 10% в год.

Получается, что экономически привлекательная отрасль “простаивает” и не приносит стране никакой выгоды! Если же узаконить процесс оборота дикорастущих пищевых ресурсов, это задаст вектор развитию малого бизнеса, привлечет к российским лесам внимание предпринимателей и принесет прибыль наемным сборщикам.

Уполномоченным федеральным органом, который займется правовым регулированием сбора дикоросов, назначено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Ходят слухи, что работа с тем или иным видом дикоросов будет обходиться частникам в различные суммы – например, сборщикам грибов придется выкладывать из своего кармана 6000 рублей, а любителям ягод – 4500 рублей! Разумеется, это вызвало волну возмущения в социальных сетях – ведь бабушки и дедушки, которые в сезон осаждают леса, делают это не от хорошей жизни, а чтобы прокормиться. Неужели власти лишат их такой возможности?

Кому придется платить за сбор дикоросов?

Отбой тревоги! Хотя новость о контроле сбора дикоросов и не является фейком (данный процесс действительно будет взят Минсельхозом “на карандаш”), простым россиянам паниковать не стоит.

Составители нового законопроекта подчеркнули: речь идет не о том, чтобы ввести ограничения на сбор пищевых ресурсов! Частные лица, собирающие дикорастущее сырье для собственных нужд, не будут облагаться налогом, а их деятельность никто не станет лицензировать.

Так что если вы любите в сезон сцедить ведерко-другое березового сока для детей, набрать земляники или закатать баночку маслят – закон вы этим не нарушите.

Теперь бесплатно собирать ягоды и грибы можно будет только для личных нужд

Другое дело, если сырье собирается не для личного и семейного пользования, а для продажи.

Именно предприниматели, взаимодействующие со сборщиками ягод и грибов, станут объектом пристального внимания со стороны государства.

Однако Минсельхоз настаивает, что подобное внимание пойдет малому бизнесу только на пользу: деятельность сборщиков и заготовщиков будет легитимизована, они смогут выплачивать налоги (что является довольно сомнительным преимуществом), а взамен получать совершенно “белые” зарплаты.

Все это, по мнению экспертов, позволит раскачать рынок и превратить российские леса в источник колоссальной прибыли – ведь уже сейчас один только кедровый орех приносит в обороте 400 миллионов долларов, не облагаемых никакими налогами.

Как правило, сборщики сбывают продукт перекупщикам, а затем грибы и орехи отправляются на заграничные заводы для обработки и реализации.

При этом 90% прибыли оседает на счетах зарубежных фирм; легализация же сделает дикоросы выгодными для отечественных компаний.

Евгения Шалихманова (директор департамента маркетинга НАО “Евроэксперт”) подчеркивает: собирая лесные богатства в собственных интересах, для “закаток” на зиму или сезонного употребления в пищу, вы не обязаны будете ничего платить! Вот только грань, отделяющая сбор грибов и ягод для собственных нужд или для продажи, очень тонкая, и установить ее законодательно довольно сложно. Не говоря уже про то, что многие россияне продают собранное сырье не щедрым иностранным скупщикам, а на ближайшем рынке, чтобы хоть как-то выжить. Вполне вероятно, что новый закон изрядно усложнит им жизнь…

(1 , 5.00 с 5)
Loading…

Источник: https://efin2020.com/taxes/nalog-na-sbor-gribov-i-yagod-2020/

Закон о сборе грибов и ягод в 2019-2020 годах – сбор грибов и ягод всё-таки станет платным?

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

В России любой человек может беспрепятственно собирать грибы, ягоды и другие пищевые лесные ресурсы для личного пользования. Это право закреплено в части 1 статьи 11 Лесного кодекса РФ. Однако в последние два года стал активно подниматься вопрос о необходимости изменений в этой сфере.

Не всегда сбор лесных ресурсов используется для личных целей. Часто – это один из способов заработка, и всё собранное идёт на продажу. Конечно, никаких налогов в такой деятельности граждане не платят, так как не существует эффективного контроля. Именно урегулировать данную ситуацию и пытаются власти.

Есть даже предложение – продавать лицензии на сбор дикоросов стоимостью несколько тысяч рублей.

Расскажем, сделают ли собирательство платным, и ждать ли закон о сборе грибов и ягод в 2019-2020 годах. Коснутся ли изменения только тех, кто собирает дикоросы для коммерческих целей или платить придётся даже за сбор ягод для заготовок на зиму?

Изменения в Лесном кодексе

Попытки внести изменения в Лесной кодекс по вопросу сбора лесных ресурсов в коммерческих целях предпринимались не один раз. В сентябре 2018 года в Государственную Думу был внесён законопроект № 548919-7, предполагающий дополнение Лесного кодекса РФ статьёй 20.1.

Авторы пытались внести нормы, которые с 2019 года смогли регулировать сбор лесных пищевых ресурсов в коммерческих целях (законопроект в народе прозвали Законом о дикоросах 2019 года). По состоянию на 30.08.2018 законопроект так и находится на рассмотрении Государственной Думы, пока он даже не принят в первом чтении.

Поэтому на законодательном уровне Закон о грибах и ягодах в России (сбор для коммерческих целей) не существует.

Авторы законопроекта не ставили своей целью только ввести налог на сбор грибов и ягод в России в 2019-2020 годах.

Они предложили законодательные нормы, которые учли бы и интересы государства (получение доходов от природных ресурсов), и интересы граждан (получение законного дохода от сбора).

В рамках законопроекта предполагается, что будут созданы специальные пункты, занимающиеся закупкой собранных грибов, ягод и других лесных ресурсов у населения. В то же время, такой сбор будет облагаться налогом. Данный проект выглядит перспективным, т.к. выгоден всем:

  • государство сможет в полной мере использовать природные ресурсы для пополнения бюджета (по мнению экспертов, на территории страны используется только 3% дикорастущих растений и грибов. Однако в стране и мире есть спрос на такую продукцию, а значит имеющиеся ресурсы необходимо осваивать эффективнее).
  • Граждане смогут заниматься сбором лесных ресурсов в коммерческих целях. Сегодня людям приходится самостоятельно заниматься не только сбором, но и реализацией собранного. А на это нужно время. В случае, если лесные продукты не удалось продать, то приходится их утилизировать. Если закон о сборе грибов и ягод в лесу будет принят, то, скорее всего, простым людям это будет тоже выгодно. Они заплатят налог, однако получат больше времени на сбор (не надо будет задумывать и тратить время на продажу). Всё собранное можно сдать в специализированный пункт без риска, что грибы и ягоды останутся нереализованными.

Кого касается запрет на выращивание картошки на даче в 2019 году?

Инициатива 2019 года

Летом 2019 года снова встал вопрос о том, что сбор грибов и ягод всё-таки станет платным с 2019 или 2020 года. На этот раз с такой инициативой выступила губернатор Владимирской области С. Орлова. Она предложила сделать сбор платным, посредством введения лицензии на такой вид деятельности. Даже были озвучены примерные суммы, сколько может стоить лицензия на сбор грибов и ягод в России:

  • на грибы – 6000 руб.;
  • на ягоды – 4500 руб.

Данная инициатива не вызывала поддержки среди населения. Люди сразу заговорили о пенсионерах, которые занимаются сбором ягод не от хорошей жизни, а чтобы прокормиться. Поэтому платить ещё и за покупку лицензии они будут не в состоянии (даже в тех случаях, когда собранные лесные ресурсы идут на продажу).

Можно ли бесплатно собирать грибы и ягоды?

Несмотря на имеющиеся инициативы, сбор лесных пищевых ресурсов в коммерческих целях не регулируется в достаточной степени на законодательном уровне.

Тем, кто занимается сбором грибов и ягод для личного потребления, не стоит вообще беспокоиться по данному вопросу. Запрет собирать дикоросы для личных целей на сегодня не существует.

Налог с собранных лесных ресурсов платить не нужно. Лицензированию данная деятельность также не подлежит.

Однако надо помнить, что необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы не навредить природе при собирательстве. При сборе растений, в первую очередь трав, необходимо обязательно ознакомиться с информацией, какие из них занесены в Красную книгу. Если заниматься сбором таких растений, то придётся заплатить штраф. Он может составлять от 2 500 рублей до 5 000 рублей (статья 8.35 КоАП РФ).

Также в летний период необходимо следить за сообщениями СМИ о введении запретов на посещение лесов. В целях пожарной безопасности местные власти могут устанавливать подобные ограничения.

Такие запреты характерны для городов Сибири и Дальнего востока (в частности, Хабаровского края). Нарушителей ждёт штраф в размере от 4 000 рублей до 5 000 рублей (статья 8.32 КоАП РФ).

Соответственно, в такие периоды придётся воздержаться от сбора грибов и ягод.

Закон о разведении костров – какой штраф грозит за нарушение пожарной безопасности?

Таким образом, гражданам, которые соблюдают вышеуказанные правила при собирательстве грибов и ягод в лесах для личных нужд, пока не стоит беспокоиться о том, что данное занятие сделают в России платным.

Источник: https://zakon-navigator.ru/zakon-o-dikorosah-v-2019-godu-budet-li-sbor-gribov-i-jagod-platnym/

Закон о ягодах и грибах: основные положения

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Лес — неисчерпаемый источник пищевых и непродовольственных ресурсов. Дикорастущий урожай необходимо собирать в определенное время и в количестве, не допускающем истощения природных ресурсов. Если собирать плоды бесконтрольно и в любое время, можно нанести серьезный урон лесам. Лесные хозяйства создаются для того, чтобы следить за ситуацией и вмешиваются в случае нарушений.

В Российском законодательстве существует специальный документ — Лесной Кодекс РФ, целиком посвященный регулированию проблем леса, в т.ч. призванный следить за соблюдением баланса при сборе тех или иных лесных продуктов.

Закон о сборе грибов и ягод 2019: нужно ли платить налоги

Закон о сборе грибов и ягод в Российской Федерации

Какие новшества в текущем году ожидаются в сфере регулирования сбора дикорастущих грибов и ягод? 17 сентября 2018 года в нижнюю палату парламента предложен законопроект, связанный с привнесением преобразований в ЛК РФ, предназначенный для регулировки проблем лесхоза, в том числе в ФЗ «О потребительской кооперации» для изменения юридической регулировки сбора, закупки и заготовки лесных ресурсов.

Многие его уже прозвали как «закон о грибах 2019», однако в нем говорится обо всех запасах, какими обладает лес – начиная от земляники, завершая мхом и упавшими с деревьев ветками.

Что представляет собой данная законодательная инициатива?

Законопроект под номером 548919-7 был внесен в парламент и сразу же направлен для рассмотрения в соответствующий комитет, осуществляющий деятельность, связанную с вопросом о природных резервах и земельных отношений.

Вышеуказанный законопроект предлагает дополнение преобразований в ЛК РФ и Федеральный Закон «О потребительской кооперации». ЛК дополняют статьей 20.1, где объясняется, что может являться заготовленными ресурсами, где разрешен и как происходит сбор, скупка и переработка природных ресурсов(плодовые культуры, хворост).

Как заявляют инициаторы законопроекта, его главная задача – удаление юридических ограничений, чтобы лес использовался эффективнее. В сопроводительном документе к нему отмечено: сбор природных ресурсов осуществляется только на 7,5 процента из 100, что показывает неэффективность использования имеющегося потенциала.

Некоторые парламентарии при рассмотрении этого законопроекта, сравнили сбор природных богатств с добычей нефти. Так же было отмечено, что после вступления донного закона в силу, граждане России смогут продавать не древесные и пищевые ресурсы в специализированные лесокомбинаты.

Предприниматели, за счет внятного правового регулирования, смогут выгодно вкладывать и получать инвестиции.

Закон до включения в него дополнительных изменений

Также закон о «ягодах и грибах» гласит: лес является неограниченным источником пищевых и непродовольственных запасов. Сбор дикорастущего урожая разрешен в указанные сроки и в фиксированном объеме, чтобы не допускать сокращения природных ресурсов. Для этого созданы лесные хозяйства, следящие за этим процессом, и которые вмешиваются, если происходит нарушение.

Согласно данному документу, жители и организации, занимающиеся собиранием и заготовкой лесных природных запасов и всевозможных лечебных трав, обязаны:

  1. Проводить сбор плодов, основываясь на сделке по аренде земельного участка;
  2. Использовать имеющиеся средства, не предполагающие исчерпания лесных запасов;
  3. Действовать по лесохозяйственному регламенту, невыполнение которого может повлечь за собой досрочное прекращение действия договора об аренде лесного участка.

На арендованном лесном участке предприниматель может создавать непостоянные постройки (такие, как теплицы, хранилища).

Пункт 1 статьи 20 Лесного Кодекса гласит, что урожай, который лицо собрало в лесу, интенсифицируется как его имущество.

В случае, когда ягоды и (или) грибы собираются для потребностей в личном хозяйстве, то по закону потребность в земельном участке и регистрации как предпринимателя отсутствует. В связи с этим возможно выходить в лес для сбора плодово-ягодных культур, соблюдая при этом правила сбора лесных пищевых ресурсов, а также общие правила по нахождению граждан в лесных хозяйствах.

В какое время разрешается сбор ягод и грибов

Собирание урожая плодовых и других растительных культур, а также лекарственных трав разрешен исключительно в тех сроках, которые установлены законодательством. Это время обычно приходится на момент максимального созревания урожая. В каждом регионе эти сроки устанавливаются отдельно.

При установке этих сроков исходят из тех климатических условий, где располагается местность.

Следовательно, сбор урожая в этот период не исчерпывает запасов лесных ресурсов. Гражданам требуется следить за всеми данными, которые касаются поры сборки лесных даров. Собирать в другое время их не следует, так как это считается незаконным действием.

Местность, где разрешен сбор

Согласно статье 11 Лесного Кодекса Российской Федерации, сбор ягод и(или) грибов разрешается на любой территории. Местами, где запрещается производить сбор, считаются территории Министерства Обороны, проход на которые для простых граждан ограничен.

Гражданин, арендовавший лесной участок, не может препятствовать посещению и сбору плодовых растений на его территории физическим лицам.

Придется ли платить налог за сбор грибов и ягод

Недавно на просторах интернета стали появляться различные новости с информацией, что в правительстве рассматривают возможность введения налога за сбор лесных ресурсов и что возможная выплата нового налога составит – 4,5 тысячи рублей за сбор ягод и 6 тысяч – грибов.

В связи с этим граждане стали проявлять возмущение по этому поводу. В ответ на недовольства тех, кому такого рода предложение пришлось не про нраву, парламентарии поспешили сообщить, что законопроект по сбору лесных ресурсов не рассматривается, а возможность по лицензированию и налогообложению граждан, собирающих грибы и (или) ягоды, назвали дезинформацией.

Вследствие этого можно сказать, что жителям, которые занимаются сбором лесного урожая грибов и (или) ягод, следует не беспокоится по поводу введения нового налога и аренды лесного участка.

Сбор пищевых и других лесных ресурсов является превосходным методом улучшить свой рацион питания и показатели здоровья, а также иммунитет. Еще одним поводом заняться собирательством лесных ягод можно назвать экономию на их покупке, ввиду того, что в супермаркетах их стоимость бывает завышена, а по качеству и свежести они значительно уступают.

Для горожан такой вопрос не столь важен, как для сельского человека, потому что огромное количество жителей сел и деревень занимаются сбором лесного урожая. Кроме их использования, их возможно еще и продавать, что немного повышает доходность сельчан. Для этого они с наступлением сезона собираются для похода в лес, чтобы найти и собрать дикорастущие плоды.

В заключение

Данный законопроект не предусматривает налог на сбор ягод и грибов, а потому его платить не придется.

Беспокоиться по поводу принятия данной инициативы не следует и можно не переживать по этому поводу в ближайшее время.

Предлагаемые нормы направлены лишь на упорядочение и упрощение использования природных ресурсов.

Источник: https://1DTPhelp.ru/polezno/zakon-o-sbore-gribov-i-yagod-2019-nuzhno-li-platit-nalogi/

ПоЗакону
Добавить комментарий