Профстандарт диспетчера автомобильного транспорта
Профстандарт диспетчер автомобильного транспорта — этот запрос в поисковых системах с года становится все популярнее. Из нашей статьи вы узнаете, с чем это связано, что собой представляет профстандарт для диспетчера и чего можно ждать от его внедрения.
Зачем нужен профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта?
Само по себе внедрение профстандартов началось уже давно, однако с года они из рекомендательных документов превратились в нормативные. То есть теперь они напрямую устанавливают требования, предъявляемые к работникам в определенных сферах и на определенных должностях.
К числу документов, которые по состоянию на август года еще не были приняты, относится и профстандарт диспетчера автотранспорта. Хотя его проект был разработан еще в году, он до сих пор не утвержден приказом Минтруда РФ.
Тем не менее, нет причин сомневаться в том, что этот стандарт будет принят в ближайшее время.
Причин, по которым вводятся профстандарты (в том числе и для диспетчеров автотранспорта), немало. Основными из них являются:
- установление официальных требований к уровню квалификации работников и, как следствие, повышение качества выполняемой работы;
- формирование новых принципов кадровой политики;
- обучение новых работников с учетом требований, касающихся их будущей квалификации.
Структура профстандарта для диспетчера
Хотя на август года профессиональный стандарт для диспетчера еще не принят, уже сейчас можно четко определить, какова будет его структура. Дело в том, что все профстандарты — как уже существующие, так и только планируемые к созданию — разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ.
В соответствии с ним разработан и проект диспетчерского стандарта.
Таким образом, будущий профстандарт диспетчера автотранспорта будет включать следующие разделы:
1. Общие сведения
В этом разделе указываются:
- официальное название вида деятельности, для которой вводится профстандарт (в данном случае — организация и контроль диспетчерского управления автотранспортом);
- цель, ради достижения которой осуществляется вид профессиональной деятельности (обеспечение оптимального и безопасного диспетчерского управления);
- классификация по виду занятий с помощью кодировки ОКЗ (4132 и 4133) и видам экономической деятельности по ОКВЭД (49.39.1 и 49.31.9).
Также в этом разделе указываются регистрационные данные документа: номер, под которым он зарегистрирован, код и т. д.
2. Функциональная карта
Второй раздел представляет собой описание обобщенных функций, выполняемых работником в процессе трудовой деятельности. При этом каждая из обобщенных функций должна раскладываться на ряд более конкретных, касающихся отдельных направлений деятельности диспетчера.
Предполагается, что в профессиональный стандарт диспетчера автотранспорта войдут следующие обобщенные функции:
- подготовка и сопровождение грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых с помощью автомобильного транспорта;
- реализация схем логистики, технологий перевозки и маршрутизации;
- координация и контроль используемых схем, касающихся видов транспорта и технологий перевозки.
Для каждой из них в функциональной карте указываются как более конкретные функции, так и уровень требуемой квалификации по используемой в профстандартах шкале (в данном случае — 3–5).
3. Характеристика каждой из обобщенных функций
Этот раздел занимает основную часть профессионального стандарта. Он делится на ряд подразделов — по числу указанных выше обобщенных функций, для каждой из которых указывается:
- код;
- уровень квалификации;
- возможные наименования должностей для работников, выполняющих функции (в дальнейшем эти наименования могут быть использованы в штатном расписании и должностных инструкциях, утверждаемых на предприятиях, где трудятся диспетчеры).
Далее каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных с указанием осуществляемых трудовых действий, необходимых знаний и умений, а также, если потребуется, других дополнительных характеристик.
4. Сведения о разработчиках
Каждый профстандарт готовится несколькими организациями — либо учебными, осуществляющими профессиональную подготовку в данной области, либо производственными, где накоплен значительный опыт работы в нужной области. Не является исключением и профстандарт для диспетчера.
Однако до окончания его подготовки возможны изменения и привлечение новых разработчиков, поэтому до утверждения перечислять их не имеет смысла.
Конкретные трудовые функции, осуществляемые диспетчером
Для того чтобы понять, чего ждать работодателям от введения профстандарта диспетчера автотранспорта, нужно посмотреть перечень конкретных функций, которые, как предполагается, должны будут осуществлять такие диспетчеры. Проект описываемого в статье профстандарта предусматривает следующие из них:
- Контроль за тем, насколько готовы водители и транспорт к выезду на линию.
- Формирование комплекта документов, требуемых для того, чтобы осуществлялось движение автотранспорта (путевых листов, журналов учета и т. д.).
- Контроль за соблюдением графика движения, необходимых интервалов и общего расписания.
- Оперативный учет хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ.
- Оперативное сопровождение перевозок пассажиров, их багажа и грузов.
- Ликвидация простоев и сбоев в движении транспорта на линии.
- Сопровождение движения спецтранспорта (для особых грузов).
- Внедрение рациональных схем перевозок.
- Контроль за тем, насколько качественно организована перевозка.
Каждая из этих функций предусматривает совершение работником ряда конкретных действий. К примеру, функция по контролю за соблюдением графика движения подразумевает, что диспетчер при этом будет:
- формировать график движения с учетом обстановки на линии и колеблющегося объема перевозок;
- разрабатывать маршруты и составлять план перевозок по сменам и суткам с учетом действующей на предприятии очередности;
- обеспечивать соблюдение графиков выпуска на линию и возврата транспорта;
- готовить разнарядки для автомашин по объектам с учетом плана и графика выпуска;
- контролировать погрузочно-разгрузочные и складские операции;
- контролировать своевременный выпуск транспорта на маршрут;
- следить за соблюдением водителями графика и прохождения контрольных точек на маршруте;
- отслеживать время прибытия транспорта;
- формировать отчеты о времени, количестве транспорта, причинах нарушения графика, сходов с маршрута и принятых мерах.
Для каждой из функций устанавливается перечень необходимых знаний и умений. К примеру, для указанной выше функции необходимо знать правила эксплуатации автотранспорта, нормы, касающиеся применения навигационных систем, и т. п.
Ответственность работодателей за неприменение профстандарта для диспетчера автотранспорта
Поскольку профессиональные стандарты теперь являются нормативными актами, за их несоблюдение предусмотрена ответственность. В частности, если на предприятии должны применяться профстандарты для диспетчеров, а руководство по каким-то причинам этого не сделало, будут применены меры, предусмотренные КоАП РФ. Они же при первом нарушении подразумевают штраф:
- от 1 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
- от 30 до 50 тысяч рублей — для организаций.
При повторном нарушении штраф возрастает уже до 20 и 70 тысяч соответственно. При этом закон предусматривает также возможность дисквалификации, то есть запрещения заниматься определенной деятельностью, на срок до 3 лет.
Источник: https://lyubimaya-moya.ru/yurist/profstandart-dispetchera-avtomobilnogo-transporta
Набор профессиональных требований для диспетчера автомобильного транспорта
Поскольку документ находится на стадии разработки, конкретных норм, регулирующих его применение, в законодательстве не содержится. Согласно п. 16 общих правил разработки, утверждения и практического использования проф. стандартов, силами правительственного Постановления от 22.01.2013 г. №23 произойдет подтверждение данной нормы.
Наряду с частной документацией существует несколько обобщенных нормативов, которым подчиняются эти специалисты. Они оговариваются в ст. 195.1 ТК РФ, а в качестве вспомогательной нормы выступает ст. 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ. Макет, по которому происходит дальнейшее создание документа – форма, утвержденная на основании Приказа Минтруда и Соцзащиты №147н.
Частично можно использовать профстандарт для логиста автомобилестроения (Приказ Минтруда №721н от 14.10.2014г.)
Документы для скачивания (бесплатно)
- Логист автомобилестроения
Назначение профстандартов
Сама по себе процедура внедрения профессиональных стандартов началась в 2016 г., но не для всех сфер деятельности этот документ был разработан. В настоящее время базовые требования, предъявляемые к сотрудникам, устанавливаются именно этой законодательной нормой, функционирующей наряду с должностной инструкцией и ЕТКС.
К списку документов, которые на 2016 г. приняты не были, имеет непосредственное отношение профессиональный стандарт диспетчера, занятого в сфере автомобильного транспорта. Хотя разработка этого проекта стартовала с 2014-го года, официального подтверждения от Минтруда РФ не поступило.
Законодатель позволяет нанимателю сформировать локальный стандарт своими силами, основываясь на рекомендациях министерства относительно макета и порядка внедрения.
Есть несколько базовых причин, на основании которых в практическую деятельность предприятия вводится профессиональный стандарт для диспетчера автотранспорта:
- формирование официальных требований к квалификационному уровню сотрудников;
- обеспечение повышения качественных показателей исполняемых функций;
- создание новых принципов, на которых будет базироваться кадровая политика;
- организация для вновь поступивших сотрудников профессионального обучения с учетом квалификационных требований и условий;
- упрощение классификации работников по тарифным разрядам;
- внедрение в фирме качественно новых систем оплаты трудовой деятельности.
Таким образом, грамотно оформленный профстандарт позволяет упорядочить набор функций специалиста.
Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии
Обязательность использования документа подкреплена нормами ст. 57 Трудового кодекса РФ. Однако поскольку для представителя данной специальности документ не разработан, руководствоваться необходимой общей инструкцией-структурой. Она включает в себя несколько разделов:
Обобщенные данные и материалы. В рамках этого пункта следует указание наименования вида деятельности, для которой вводится документ, цели, для достижения которой он создается, классификации по типу деятельности посредством специальной кодировки – 4132, 4133 по ОКЗ и 49.39.1, 49.31.9 по ОКВЭД. Немаловажную роль играет указание в этом разделе регистрационных сведений о документе.
Функциональные задачи. Это – второй раздел документа, содержащий обобщение опций, осуществляемых сотрудников в ходе трудового процесса. Каждая из них должна состоять из нескольких конкретных задач для определенных направлений деятельности специалиста. Предполагается заблаговременно, что стандарт будет включать в себя следующие опции:
- обеспечение подготовки и всестороннего сопровождения перевозок грузов и пассажиров;
- реализация логистических схем и принципов;
- следование базовым технологиям маршрутизации и деятельности по перевозке;
- всестороннее контролирование применяемых схем, имеющих непосредственное отношение к типам транспортных средств и технологий перевозки. Для каждой из функций отмечаются более конкретные задачи и уровни квалификации, которым нужно соответствовать (3-5 в соответствии со шкалой указанного документа).
Описательная часть по обобщенным функциям. На положения данного раздела приходится внушительная часть изучаемого документа. Он подразделяется на несколько пунктов в соответствии с числом приведенных ранее функций.
Каждый из подразделов содержит информацию о кодовом значении, квалификационном уровне, вероятных названиях должностей сотрудников.
После этого каждая опция раскладывается на ряд конкретных задач, указываются четкие осуществляемые действия, а также требуемые навыки и знания, набор вспомогательных характеристик.
Материалы о разработчиках. Подготовкой каждого из профессиональных стандартов занимается несколько организаций. Это могут быть учебные конторы, занимающиеся проф. подготовкой в конкретной сфере, производственные предприятия.
Именно этой схемой и следует руководствоваться, описывая будущий стандарт для специалиста рассматриваемой сферы.
Трудовые обязанности
Чтобы иметь представление о преимуществах и нюансах использования профессионального стандарта для диспетчера автотранспорта, следует провести детальное ознакомление с перечнем конкретных функций специалиста, которые будут возложены на диспетчеров. В проекте предусмотрен комплекс следующих задач:
- контроль степени готовности водителей к отправке на линию;
- оформление и сбор пакета документации, которая нужна для осуществления движения автомобильного транспорта (к ней относятся листы путевые, учетные журналы, накладные и т. д.);
- контроль следования общему графику движения, расписанию и интервалам;
- ведение оперативных мероприятий по учету хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ;
- осуществление оперативного сопровождения пассажирских и грузовых перевозок;
- предотвращение всевозможных простоев и сбоев, которые могут возникнуть на линии;
- сопровождение специального транспорта, предназначенного для перевозки грузов особых категорий;
- совершенствование существующих схем перевозок;
- контроль качества работы всех звеньев транспортной цепи.
В рамках каждой опции предусмотрено совершение этим специалистом определенного перечня трудовых действий.
Требования к соответствию сотрудников и условия труда
Каждая из трудовых функций подразумевает установление целого перечня требований:
- наличие специального образования (высшего или среднего, в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности, на которую кандидат претендует);
- присутствие рабочего опыта (от 1 года);
- обладание определенным набором знаний по части правил и норм эксплуатирования транспортных средств, использования навигационных программных продуктов и т. д.;
- прохождение специальных курсов аттестации и квалификации.
Среди личностных качеств, которыми должен обладать диспетчер автотранспорта, следует выделить пунктуальность, устойчивость к стрессовым факторам, целеустремленность, умение работать в команде.
Повышение квалификации и аттестация
Чтобы совершенствовать качество работы транспортной организации, необходимо прохождение специалистом регулярного обучения в целях повышения квалификации. По итогу проводится аттестация, т. е. сдается полноценный экзамен, позволяющий определить степень соответствия занимаемой должности.
Диспетчер аварийно-диспетчерской службы
Специалист, первым узнающий об аварийных ситуациях и различных неисправностях инженерно-технического оборудования от собственников жилых помещений и организаций, должен уметь быстро реагировать и чётко передавать информацию в аварийные службы, а также контролировать, на должном ли уровне проводятся работы по устранению неполадок. От слаженности его действий зависит, например, как много времени человек проведёт в заблокированной кабине лифта.
Основная цель деятельности диспетчера АДС — следить за обеспечением безопасного функционирования инженерно-технического оборудования зданий и сооружений.
Профстандарт определяет две степени профессионального мастерства для такого специалиста: 4 и 5-й уровни квалификации.
Кандидат должен пройти профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих) (4 квалификационный уровень) или иметь среднее профессиональное образование (программа подготовки специалистов среднего звена) (5 уровень квалификации).
Дополнительными условиями допуска диспетчера АДС являются:
- прохождение обязательных медицинских осмотров (предварительного при поступлении на работу и периодических) и внеочередных медицинских обследований (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н);
Источник: https://pozakonu.site/trudovoe-pravo/nabor-professionalnyh-trebovanij-dlya-dispetchera-avtomobilnogo-transporta.html
Профессиональный стандарт автомобильный транспорт
Бесплатная юридическая консультация:
Диспетчер автомобильного транспорта – специалист, от квалификации которого во многом зависит бесперебойная работа целого коллектива, оптимальное распределение ресурсов и полноценная загрузка рабочего времени.
Попытка изложить профессиональные требования к кандидатам на данную должность предпринимается в должностной инструкции, ЕТКС и в профессиональном стандарте, который по состоянию на 2018 год находится на стадии проектирования.
Нормативная база
Поскольку документ находится на стадии разработки, конкретных норм, регулирующих его применение, в законодательстве не содержится. Согласно п. 16 общих правил разработки, утверждения и практического использования проф. стандартов, силами правительственного Постановления от 22.01.2013 г. №23 произойдет подтверждение данной нормы.
Наряду с частной документацией существует несколько обобщенных нормативов, которым подчиняются эти специалисты. Они оговариваются в ст. 195.1 ТК РФ, а в качестве вспомогательной нормы выступает ст. 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ. Макет, по которому происходит дальнейшее создание документа – форма, утвержденная на основании Приказа Минтруда и Соцзащиты №147н.
Частично можно использовать профстандарт для логиста автомобилестроения (Приказ Минтруда №721н от 14.10.2014г.)
Бесплатная юридическая консультация:
Сама по себе процедура внедрения профессиональных стандартов началась в 2016 г., но не для всех сфер деятельности этот документ был разработан. В настоящее время базовые требования, предъявляемые к сотрудникам, устанавливаются именно этой законодательной нормой, функционирующей наряду с должностной инструкцией и ЕТКС.
К списку документов, которые на 2016 г. приняты не были, имеет непосредственное отношение профессиональный стандарт диспетчера, занятого в сфере автомобильного транспорта. Хотя разработка этого проекта стартовала с 2014-го года, официального подтверждения от Минтруда РФ не поступило.
Есть несколько базовых причин, на основании которых в практическую деятельность предприятия вводится профессиональный стандарт для диспетчера автотранспорта:
- формирование официальных требований к квалификационному уровню сотрудников;
- обеспечение повышения качественных показателей исполняемых функций;
- создание новых принципов, на которых будет базироваться кадровая политика;
- организация для вновь поступивших сотрудников профессионального обучения с учетом квалификационных требований и условий;
- упрощение классификации работников по тарифным разрядам;
- внедрение в фирме качественно новых систем оплаты трудовой деятельности.
Таким образом, грамотно оформленный профстандарт позволяет упорядочить набор функций специалиста.
Увольнение из-за несоответствия стандарту
В качестве одной из радикальных мер в случае несоответствия сотрудника профессиональному стандарту выступает увольнение. Но оно происходит далеко не всегда.
Сначала работодатель должен предложить специалисту, не прошедшему аттестацию, другую должность, которой он соответствует, или же отправить его на обучение. Если он отказался, допустима крайняя мера в виде увольнения.
Запрещено подвергать этой процедуре беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети или инвалиды.
Определиться с тем, нужен ли автопредприятию диспетчер и какие функции он должен исполнять, поможет следующий сюжет.
Бесплатная юридическая консультация:
Источник: http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/dispetcher-avtomobilnogo-transporta.html
15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.
Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г.
№ 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:
– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;– водитель транспортного средства категории Тb;– водитель транспортного средства категории Тm;– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;– контролер технического состояния автотранспортных средств;– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.
Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от31 марта 2016 г. № 87.
Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено болееводителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.Для начала перечислим их.
Бесплатная юридическая консультация:
Требования к уровню образования и опыту работы:
Источник: http://md-computers.ru/professionalnyj-standart-avtomobilnyj-transport/