Профессиональные стандарты в сфере закупок | Контур.Закупки
Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н).
Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической.
Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.
Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.
Профстандарт для специалиста
В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.
Обеспечение закупочных процедур
Уровень квалификации 5
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:
- собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
- готовить документацию;
- описывать объект закупки;
- участвовать в обработке результатов торгов и другие.
Осуществление закупок
Уровень квалификации 6
К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:
- высшее образование не ниже бакалавра;
- опыт работы — как минимум 3 года.
Такому специалисту, в частности, поручается:
- составление планов и планов графиков;
- обоснование цен;
- организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
- организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
- размещение в ЕИС различных отчетов.
Экспертиза результатов исполнения контракта
Уровень квалификации 7
Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:
- проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
- организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
- проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
- обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
- привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.
Контроль закупочной деятельности
Уровень квалификации 8
Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:
- высшее образование по программам специалитет или магистратура;
- 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.
Сфера деятельности этого специалиста:
- контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
- оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
- давать оценку эффективности закупок;
- следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).
Профстандарт для эксперта
Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к
- Консультирование. Чтобы соответствовать профстандарту «эксперт» и заниматься консультированием, специалисту необходимо высшее образование (бакалавриат и выше), дополнительное обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, опыт работы минимум 3 года. С таким багажом можно проводить консультации в сфере закупок, составлять заключения, рассчитывать различные аналитические показатели, например, влияние на цену тех или иных факторов.
- Экспертиза. Эксперт должен иметь высшее образование по программе специалитет или магистратура и пройти обучение в сфере закупок. Опыт работы — от 4 лет. Основное направление деятельности — экспертиза документов, связанных с закупкой (в том числе заявок) и результатов выполнения контракта (включая составление экспертного заключения). Кроме того, эксперт может разрабатывать методологические базы для закупочной деятельности.
- Организация. Наиболее квалифицированные и опытные специалисты занимаются организацией всей закупочной деятельности заказчика. К ним предъявляются такие требования: специалитет или магистратура плюс профильное обучение в сфере государственных закупок, а также 5 лет работы, 3 из которых — на руководящих должностях. Функции такого руководителя:
- организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;
- планировать закупочную деятельность;
- контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;
- контролировать эффективное использование ресурсов;
- следить за исполнением требований охраны труда.
Выводы
Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/professionalnye-standarty-v-sfere-zakupok/
Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам
Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.
Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.
часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.
Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.
Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам
К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.
Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.
Контрактная служба создается одним из следующих способов:
- создание отдельного структурного подразделения;
- утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).
В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Профстандарты в сфере закупок
Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:
- «Специалист в сфере закупок»;
- «Эксперт в сфере закупок».
Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.
Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.
Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.
Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.
Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.
Профстандарт «Специалист в сфере закупок»
Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.
Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).
Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.
Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:
5-ый | Обеспечение закупок | – предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;- подготовка закупочной документации;- обработка результатов закупки и заключение контракта | Среднее профессиональное образование.ДПО (дополнительное профессиональное образование) – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не установлены |
6-ый | Осуществление закупок | – составление планов и обоснование закупок;- осуществление процедур закупок | ВО (высшее образование) – бакалавриат.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 3-х лет в сфере закупок |
7-ый | Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | – проверка соблюдений условий контракта;- проверка качества представленных товаров, работ, услуг | ВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 4-х лет в сфере закупок |
8-ый | Контроль в сфере закупок | – мониторинг в сфере закупок;- аудит и контроль в сфере закупок | ВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет |
Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»
Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.
Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.
Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта | ВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок | Не менее четырех лет в сфере закупок |
С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.
Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.
Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.
Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1611
Профстандарт специалиста по закупкам
Как соответствовать профстандарту в сфере закупок, какое образование необходимо иметь, читайте в статье. Также скачайте профстандарты специалиста в сфере закупок и эксперта в сфере закупок.
Стандартизация профессиональной деятельности – один из главных мотивов охраны труда в современной России. Так как специалисты по госзакупкам это сфера достаточно новая, до них профстандарты дошли не сразу. Но теперь они сформированы, и эти документы необходимо учитывать в деятельности контрактных управляющих.
Отраслевые стандарты по закупкам
Законодательная база, на которой формируются профстандарты в сфере закупок, это два основных закона: 223-ФЗ и 44-ФЗ. На базе этих законодательных актов, Минтруд выпустил два соответствующих профессиональных стандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».
Приказы Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н и 626н утверждают эти акты для многих организаций как обязательные.
Цель профстандартов специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ – такая же, как и у любых других профстандартов, то есть, систематизировать и регламентировать функционал, которым данные работники занимаются.
Например, на обычные коммерческие организации закупочные профстандарты распространяются в случаях, предусмотренных ТК: в части необходимого образования и стажа работы для сотрудника (ч. 1 ст. 195.3 ТК) и когда речь идет о выплате компенсаций и льгот за конкретную профессию, специальность (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В иных случаях профстандарты можно рассматривать как рекомендательные документы.
Скачать профстандарт
Профстандарт специалиста по закупкам по 2018 году регулирует не столько, например, требования к образованию сотрудника, сколько описывают необходимые для данной профессии навыки. К примеру, контрактный управляющий обязан не только знать и уметь регулировать различные этапы процесса проведения госзакупок, но и уметь пользоваться ЭТП и ЭЦП.
Другие требования, которые предъявляет профстандарт 08.026 “специалист в сфере закупок” – это необходимость знакомства ответственного за закупки сотрудника с актуальным (что особенно важно) законодательством страны в целом, а также отраслевыми нормативными актами.
Вопрос из практики
Нужно ли нам иметь внутренний документ, чтобы подтвердить, что сотрудники контрактной службы прошли обучение и их знания соответствуют профстандарту?
Если программа обучения на курсах повышения квалификации соответствовала профстандарту, рекомендуем составить акт о проверке такого соответствия. Ведь профстандарт создан как раз как инструмент, позволяющий измерить знания сотрудников и соотнести их с тем функционалом, который они выполняют.
Больше ответов на вопросы по профстандарту »
Образование в профстандарте специалиста по госзакупкам
В профстандарте эксперта по госзакупкам указаны несколько должностей разного уровня компетенции и сферы функционала. Каждая из этих должностей требует своего уникального набора знаний и умений. Что подтверждается документами об образовании, сертификатами аттестаций и опытом работы.
Что касается допобразования для контрактного управляющего, ситуация по профстандарту следующая. Персонал 5 уровня обязан отучиться по двум программам: повышения квалификации и профпереподготовки. Остальные, с 6-го по 8-й, обучаются по одной.
Повышение квалификации по профстандарту в сфере закупок производится в объеме 108 часов (согласно письмо Минэкономразвития и Минобрнауки № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06). Курс переподготовки даже длиннее, он в минимальном варианте составит 250 часов.
Например, контрактного управляющего в сфере госзакупок по профстандарту соответствует 7 уровню.
Для работы ему надо иметь не менее 4 лет стажа в сфере закупок, а также специальное высшее образование (то есть не бакалавриат, а магистратуру) и дополнительное профобразование.
Скачать профстандарт
Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам:
- обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
- осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
- экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
- контроль в сфере закупок.
Каждому уровню квалификации работника соответствуют обязательные и дополнительные характеристики. В таблице ниже приведено соотношение наименования обобщенной трудовой функции с ее основными требованиями.
Для каждой функции профстандартом установлены должности, на которые возможно назначить специалиста по закупкам, а также требования к образованию и опыту работы сотрудников.
Основные требования к квалификации | Наименование обобщенной трудовой функции | |||
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд | Экспертиза результатов закупок, приемка контракта | Контроль в сфере закупок | |
Возможные наименования должностей, профессий |
|
|
|
|
Требования к образованию и обучению |
|
|
|
|
Требования к опыту практической работы | Не установлен | Не менее трех лет в сфере закупок | Не менее четырех лет в сфере закупок | Не менее пяти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет |
Ответы на вопросы из практики
Вопрос: На какие виды деятельности распространяется “Профстандарт в сфере госзакупок”?
Ответ: Профстандарт распространяется на деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд (код 08.026).
Вопрос: Вы согласны с тем, что в закупках ПС не подпадают под ч. 1 ст. 195.3 и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников?
Ответ: Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой статьи 195.3 ГК, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 195.3.
ГК «если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.». Требования к квалификации сотрудника контрактной службы установлены Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Часть 6 статьи 38, Часть 5 статьи 39, Часть 23 статьи 112).
Вопрос: Как определить сколько специалистов по закупкам необходимо принять для успешного проведения закупок учреждением?
Ответ: Количество специалистов, необходимое для успешного проведения закупок зависит от количества проводимых учреждением процедур закупок, их сложности, особенностей регионального регулирования в сфере закупок, квалификации принимаемых сотрудников, многих других индивидуальных факторов и определяется субъективно для каждого отдельного заказчика.
Вопрос: Это очень здорово, что разные работники, но у нас нет зама и всего 5 человек в организации. Что делать?
Ответ: В соответствии с ч.2 ст. 38 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
Вопрос: “Предварительный сбор данных о потребностях”. Я правильно понимаю, что это сбор сведений от узких специалистов учреждения?
Ответ: Профстандартом не конкретизировано понятие предварительного сбора данных о потребностях, таким образом сбор сведений от узких специалистов и инициаторов закупок также подпадает под эту функцию.
Вопрос: А если закупками занимается один человек? Какая должностная инструкция должна быть?
Ответ: В случае, если это единственный контрактный управляющий, то должностная инструкция должна включать в себя весь функционал, предусмотренный частью 4 статьи 38 44-ФЗ. При составлении должностной инструкции необходимо учитывать трудовые функции, включенные во все обобщенные трудовые функции профстандарта (от обеспечения до контроля).
Вопрос: Обязана ли организация ввести в штатное расписание должность специалиста по закупкам и с какого числа? Или достаточно возложить на одного из работников обязанности контрактного управляющего?
Ответ: На настоящий момент достаточно возложить обязанности на контрактного управляющего.
Вопрос: МУП переходит на работу по 223-ФЗ. Нужно ли в связи с этим применять профстандарт в дальнейшем при принятии нового человека на должность специалиста в сфере закупок, как я понимаю, он обязателен для 44-ФЗ?
Ответ: 223-ФЗ не содержит обязательных требований к квалификации сотрудника, таким образом применение профстандарта в данном случае не обязательно.
Вопрос: Есть ли необходимость проходить повторное обучение, если с момента получения удостоверения прошло более трёх лет, или удостоверение остаётся действительным?
Ответ: В соответствии с частью 2.
8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, направленных письмом Министерства экономического развития российской федерации N 5594-ЕЕ/Д28и обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся. Таким образом, данное требование является рекомендуемым, законом такая обязанность не предусмотрена.
Вопрос: Прошу пояснить: Главный бухгалтер не может быть контрактным управляющим?
Ответ: Закон не содержит ограничений, не позволяющих назначить главного бухгалтера контрактным управляющим.
Вопрос: В должностную инструкцию следует вносить функции по профстандарту или конкретные действия?
Ответ: Если функций, описанных в профстандарте недостаточно для отражения всех обязанностей и трудовых действий специалиста, возможно внесение иных необходимых трудовых действий в должностную инструкцию.
Вопрос: Если специалист не соответствует занимаемой должности, то штраф на кого?
Ответ: Зависит от причин штрафа и обязанностей сотрудника в соответствии с должностной инструкцией. Несоответствие занимаемой должности не освобождает от административной ответственности за совершенные правонарушения.
Вопрос: Какая ответственность заказчика за соблюдение или нарушение использования профстандарта?
Ответ: В настоящий момент нет судебной практики по вопросу нарушений в сфере трудового законодательства в части неприменения профстандарта специалиста по закупкам. Тем не менее, статья 5.
27 КОАП РФ устанавливает наказание за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вопрос: Можете подсказать программу обучения для инженера-программиста сопровождающего сайты закупок, какой курс обучения он должен пройти?
Ответ: не совсем понятно, чему нужно будет обучить такого инженера-программиста. Возможно, Вы найдете интересующий Вас курс в Высшей школе Госзакупок.
Перейти в Высшую школу госзакупок
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103156-qqq-18-m7-profstandart-spetsialista-po-zakupkam
Профстандарт специалистов в сфере закупок
Профстандарт на контрактного управляющего сейчас предоставлен двумя Приказами Минтруда от 10.09.2015 № 625н и № 626н. Разница между ними в том, что первый разработан для специалистов, а второй — для экспертов в закупках.
Первые занимаются всем циклом закупок, планированием, организацией и т.д. Эксперты же занимаются аналитикой, консультированием и экспертизой. Соответственно, и требования к уровням знаний, умений и навыков разные — у экспертов они более высокие.
Разберем подробнее.
Контрактный управляющий — профессиональный стандарт «специалист»
Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.
Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.
Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:
- Обеспечение (уровень квалификации 5).
- Осуществление (уровень квалификации 6).
- Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
- Контроль (уровень квалификации 8).
Разберем их подробнее.
Обеспечение конкурсных мероприятий
Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.
Права и обязанности:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов;
- подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
- формирование описательной части объектов заказа.;
- мониторинг поставщиков и т. д.
Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Осуществление закупочных процедур
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:
- составление планов и их обоснование;
- осуществление конкурсных процедур;
- организация общественного обсуждения;
- определение и обоснование цены контракта;
- составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.
Экспертиза результатов
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
- взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
- привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Контроль конкурсных мероприятий
Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:
- Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
- Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
- Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
- Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.
Профстандарт «специалист контрактной службы»: итоги
Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).
Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.
в части применения к закупкам, а также этические нормы:
- соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
- активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
- не допускать конфликты на работе;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.
Профстандарт «руководитель контрактной службы»
Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:
- консультированием;
- экспертизой;
- организацией работы технических специалистов.
Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2019 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.
Консультирование
По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:
- создание и ведение баз данных;
- расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
- составление заключений;
- непосредственное консультирование.
Экспертиза
Чтобы соответствовать требованиям, человеку нужно иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и пройти дополнительное обучение по работе в сфере закупок. Опыт работы необходим не менее четырех лет. Других особых условий не предусмотрено.
Аналогичной работой, по мнению составителей стандарта, занимаются бухгалтеры, оценщики, юристы, экономисты и т. д.
Подробнее можно посмотреть, чем занимается контрактный управляющий (код должности) в ОКЗ или ОКПДТР, например, в общероссийском классификаторе код этой должности 27779.
Что должен делать эксперт в закупках:
- Проводить экспертные оценки закупочной документации и заявок в процедуре закупки.
- Давать экспертную оценку при подведении итогов процедур закупок, при необходимости вести пересчет баллов.
- Разрабатывать методологические базы в рамках закупочной деятельности.
- Составлять и оформлять по результатам экспертизы документы в виде заключения.
Организация работ
Уровень образования здесь аналогичен предыдущему, а вот опыт работы должен быть не менее пяти лет непременно в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях — от трех лет. Речь идет о руководителях в сфере закупок. Их функции и задачи:
- распределение заданий между работниками и контроль их выполнения;
- планирование текущей деятельности организации, подразделения;
- осуществление контроля соблюдения условий, предусмотренных заключенными договорами на консультирование или экспертизу;
- организация работ по контролю качества итоговых документов по экспертизе;
- осуществление контроля рационального использования ресурсов;
- осуществление контроля соблюдения требований охраны труда.
Должностная инструкция работника контрактной службы по профстандарту разрабатывается в каждой конкретной организации с учетом специфики деятельности этой организации, поэтому универсальной должностной инструкции не существует. За основу можно взять наш образец
Скачать
Особое мнение
Профстандарты нужно обязательнj применять работодателями только в части требований к образованию работников контрактной службы (контрактных управляющих) и членов закупочных комиссий по 44-ФЗ. Это мнение Минэкономразвития из письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно полностью соответствует трудовому законодательству.
https://www.youtube.com/watch?v=f5kM-BS-PYc
В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели могут применять профстандарты только в части этих требований. А В 44-ФЗ требует только наличие образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов являются обязательными.
Все остальные качества заказчик может применять как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.
Краткие итоги
В целом, каких-либо специальных требований к специалистам в сфере закупок не установлено. Занимаются этим в основном бухгалтеры, юристы и экономисты, в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (расширение или увеличение объема работы).
Происходит это не только из экономии, но и потому, что на местах часто затрудняются определить размер оклада такого работника. Почему? Да потому что специалист в области закупок не упомянут ни в одной профессиональной квалификационной группе.
Контрактный управляющий ПКГ не назван ни в одном из этих документов, а это значит, что размеры окладов должны устанавливаться в зависимости от сложности труда (пункт 11 рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) что позволяет относиться к ним вариативно.
Источник: https://clubtk.ru/pf-spec-v-zakupkah
Контрактный управляющий профессиональный стандарт
Закон о контрактной системе такие требования предусматривает. Таким образом, везде, где бюджетные учреждения по контракту закупают товары или заказывают услуги, должен быть контрактный управляющий, соответствующий требованиям профстандарта.
По состоянию на 2016 год профессиональный стандарт для этого сотрудника, утвержденный приказом Минтруда РФ и имеющий номер 558, состоит из следующих стандартных разделов: Общие положения.
Здесь дается описание вида профессиональной деятельности, ее цель, классификация по группам занятий (ОКЗ) и видам деятельности (ОКВЭД). Функциональная карта. Здесь перечислены обобщенные и конкретные трудовые функции, исполняемые специалистом.
Кроме того, в карте указывается необходимый уровень квалификации по системе, принятой для профстандартов. Характеристика трудовых функций.
Каждая из них подробно описывается с указанием возможного названия профессий (от специалиста по закупкам до заместителя руководителя), требований к образованию (от среднего специального для сотрудника службы закупок до высшего не ниже специалитета для собственно контрактного управляющего или руководителя отдела) и стажу (от нуля до 5 лет), а также необходимых знаний и умений.
Сведения об организациях, участвовавших в разработке стандарта.
Профстандарт специалиста в сфере закупок
Они сформированы с целью управления и контроля процесса закупок для государственных и коммерческих производственных потребностей. Профессиональные стандарты в сфере закупок были спроектированы для заказчиков государственного профиля, осуществляющих свою деятельность на основании ФЗ № 223 от 18.07.2011г.
Квалификационные категории разной сложности заключаются в следующем: Пятый квалификационный уровень. Профессии, соответствующие данному уровню – это специалист по закупкам, сотрудник контактного отдела и контактный управленец.
Требования к контрактному управляющему с 1 января 2019 года
К человеку, претендующему на должность контрактного управляющего, предъявляется уже более полный пакет требований.
Внимание К ним относят:
- Контрактный управляющий не должен являться близким родственником лиц, участвующих в закупках, проводимых заказчиком.
- Человек обязан иметь высшее или профессиональное образование в области осуществления закупок.
- Человек должен числиться в штате организации-заказчика. Такое требование вытекает из разъяснительного письма Министерства экономики и развития за номером ОГ-Д28-834 от 31 января 2014 года.
То есть не должно возникать конфликта интересов.
Список профессиональных стандартов с 2019 года на все специальности
С другой, профстандарты становятся основой для составления должностных инструкций, что серьезно облегчает их написание. Применять с 1 января 2019 года в обязательном порядке необходимо лишь к тем должностям, для которых это прямо предусмотрено Трудовым кодексом или иными законами.
В частности, обязательными стали профстандарты в сфере образования, здравоохранения, бухгалтерского учета. Но даже в этих областях они не вводятся непосредственно с 1 января. Правительством еще в 2016 году установлен переходный период для всех отраслей до начала 2020 г.
За это время необходимо принять все необходимые стандарты. Например, в сфере образования уже действует с 2013 г.
Профстандарты в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте (на середину апреля 2016 г.
К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления. Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ4, в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г.
профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ5.
Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых