Профстандарт логиста

Профстандарт логиста

Профстандарт логиста

Профстандарт логиста относится к числу тех документов, которые с июля 2016 года становятся обязательными к применению. Для кого введен такой стандарт и что он вообще собой представляет?

Попробуем разобраться в статье далее.

Утвержден ли профстандарт логистика (логиста)?

Под термином «логистика» понимается отрасль знания, касающаяся приемов и методов упорядочивания движения и размещения товаров и услуг, помогающих обеспечить бесперебойную работу предприятий. Она может быть транспортной, производственной, таможенной — вариантов много, и каждым из них занимаются логисты — специалисты в этой отрасли.

С июля 2016 года для многих видов деятельности стали обязательными к применению профстандарты — государственные требования к исполняемым функциям и необходимой квалификации. Если же говорить конкретно о сфере логистической деятельности, то здесь действует несколько профстандартов, касающихся работы этих специалистов в разных областях:

  • на транспорте (профстандарт № 186);
  • в постпродажном сервисе (профстандарт № 191);
  • в автомобилестроении (профстандарт № 225);
  • при поставках продукции машиностроения (профстандарт № 393);
  • в авиастроении (профстандарт № 704);
  • при обращении с отходами (профстандарт № 759).

Список далеко не полон, поскольку новые профессиональные стандарты, в том числе и для логистов, регулярно утверждаются приказами Минтруда РФ.

Структура профстандарта для логиста

Несмотря на разные сферы применения, любой профстандарт специалиста по логистике всегда готовится по единому шаблону, утвержденному в свое время Минтрудом РФ. В соответствии с этим шаблоном каждый из профстандартов имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения.
  2. Функциональная карта.
  3. Характеристика профессиональных функций.
  4. Сведения о разработчиках.

Далее рассмотрим содержание каждого из разделов подробнее.

Общие сведения

В первом разделе каждого из профстандартов логистической сферы указываются основные сведения, касающиеся той области, в которой применяется документ:

  • регистрационный номер и код по базе профстандартов;
  • официальное название вида деятельности («организация постпродажного сервиса», «управление цепью поставок» и т. д.);
  • цель, ради достижения которой осуществляется деятельность (к примеру, управление цепями поставок, обеспечивающее жизненный цикл техники);
  • классификация деятельности по видам занятий (кодировка по ОКЗ) и видам экономической деятельности (кодировка по ОКВЭД).

Функциональная карта

Второй раздел профстандарта специалиста по логистике описывает, какие обобщенные функции исполняет тот в каждой конкретной сфере. Перечень их зависит от вида деятельности, однако обычно в любом из профстандартов указывается такая функция, как организация логистической деятельности и управление ею.

Для каждой из обобщенных функций в карте указывается:

  1. Перечень конкретных функций, на которые разделяется обобщенная. Например, организация логистической системы включает в себя обеспечение процессов логистики, их документирование и организацию операций.
  2. Квалификационный уровень (подуровень), установленный для каждой из обобщенных и конкретных функций. Для классификации используется общая для всех профстандартов система, предусматривающая в данном случае уровни от 2 (для простых функций вроде учета товаров) до 7 (для разработки логистической стратегии).

Характеристика функций и сведения о разработчиках

Более конкретно профессиональные функции логиста рассматриваются в предпоследнем разделе стандарта. Здесь в упорядоченном виде приводится информация, касающаяся:

  • названия функций;
  • возможного названия должности работника (от кладовщика или оператора логистических работ до логиста-аналитика или директора по логистике — все зависит от сложности функций);
  • требований к образованию (от среднего общего до бакалавриата и даже магистратуры);
  • требований к необходимому стажу (для работы уровня кладовщика он может равняться нулю, директору же требуется не меньше 3 лет работы);
  • кодировки по ОКЗ, квалификационному справочнику и другим документам;
  • перечня конкретных трудовых действий, исполняемых логистом;
  • конкретных знаний и умений, требующихся для работы.

Наконец, в последнем разделе приводится информация об организациях, с чьим участием был разработан профессиональный стандарт. Этим занимаются не работники Минтруда РФ, а специалисты учебных заведений, готовящих логистов, и организаций, непосредственно занимающихся логистической деятельностью в разных сферах.

Источник: https://digivi-cctv.ru/dolzhnostnaja-instrukcija/profstandart-logista

Профстандарт логиста/специалиста по логистике

Профстандарт логиста

Под термином «логистика» понимается отрасль знания, касающаяся приемов и методов упорядочивания движения и размещения товаров и услуг, помогающих обеспечить бесперебойную работу предприятий. Она может быть транспортной, производственной, таможенной — вариантов много, и каждым из них занимаются логисты — специалисты в этой отрасли.

С июля 2016 года для многих видов деятельности стали обязательными к применению профстандарты — государственные требования к исполняемым функциям и необходимой квалификации. Если же говорить конкретно о сфере логистической деятельности, то здесь действует несколько профстандартов, касающихся работы этих специалистов в разных областях:

  • на транспорте (профстандарт № 186);
  • в постпродажном сервисе (профстандарт № 191);
  • в автомобилестроении (профстандарт № 225);
  • при поставках продукции машиностроения (профстандарт № 393);
  • в авиастроении (профстандарт № 704);
  • при обращении с отходами (профстандарт № 759).

Список далеко не полон, поскольку новые профессиональные стандарты, в том числе и для логистов, регулярно утверждаются приказами Минтруда РФ.

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Новости раздела

30 мая 2019
1960

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Удовлетворение потребностей клиентов в перевозке грузов в цепи поставок

Группа занятий:

1210Руководители учреждений, организаций и предприятий1226Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб) в организациях и на предприятиях транспорта и связи, в материально-техническом снабжении и сбыте3422Торгово-коммерческие агенты и экспедиторы4133Служащие, занятые учетом на транспорте(код ОКЗ)(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

4133Служащие, занятые учетом на транспорте63.2Прочая вспомогательная транспортная деятельность63.4Организация перевозок грузов(код ОКВЭД)(наименование)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функциикоднаименованиеуровень квалификациинаименованиекодуровень (подуровень) квалификацииA Подготовка и осуществление перевозки грузов в цепи поставок 5 Планирование перевозки грузов в цепи поставок A/01.55 Подготовка и ведение документации при осуществлении перевозки грузов в цепи поставок A/02.

55B Организация процесса перевозки груза в цепи поставок 6 Организация логистической деятельности по перевозке грузов в цепи поставок B/01.66 Организация работы с подрядчиками на рынке транспортных услуг B/02.66 Организация процесса улучшения качества оказания логистических услуг по перевозки грузов в цепи поставок B/03.

66C Контроль результатов логистической деятельности по перевозке груза в цепи поставок 7 Контроль ключевых операционных показателей эффективности логистической деятельности по перевозке груза в цепи поставок C/01.77 Контроль ключевых финансовых показателей логистической деятельности по перевозке в цепи поставок C/02.

77D Разработка стратегии в области логистической деятельности по перевозкам грузов в цепи поставок 7 Разработка стратегии развития операционного направления логистической деятельности компании в области управления перевозками грузов в цепи поставок D/01.77 Разработка коммерческой политики по оказанию логистической услуги перевозки груза в цепи поставок D/02.

77 Разработка системы управления рисками при оказании логистических услуг по перевозке грузов в цепи поставок

D/03.77

Источник: https://pozakonu.site/trudovoe-pravo/profstandart-logista-spetsialista-po-logistike.html

Профстандарт водителя автомобиля в 2019 году

Профстандарт логиста

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте документы для разных транспортных средств

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.

Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

Проект содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Скачать образец >>>

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Скачать образец >>>

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.

Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Итак, водитель :

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Скачать образец >>>

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации.

Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности.

Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии – штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Можно ли обойтись без него

Процесс внедрения профстандартов был начат 5 лет назад, в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного применения стандартов.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1085195-qqq-16-m6-14-06-2016-profstandart-voditelya

Оставьте комментарий