- Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ
- Операции с денежными средствами подлежащие обязательному контролю
- Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115
- 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона
- Операции, подлежащие обязательному контролю
Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ
Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ
Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.
Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:
- специфика условий;
- установленная цена сделки;
- наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.
Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий
Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:
- сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
- условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).
На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:
- пополнение счёта организации путём внесения наличных;
- снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
- обналичивание средств с корпоративных счетов;
- осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
- обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
- обмен денежных купюр.
В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира.
Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании.
В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:
- переводам между разными счетами;
- зачислению наличных на счета граждан и организаций;
- оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).
Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:
- осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
- открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
- финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
- осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.
Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:
- сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
- осуществление страховых выплат либо их получение;
- оформление лизинга;
- переводы со счёта некредитной организации;
- получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
- займы без процентов.
Операции, контролируемые вследствие цены сделки
Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:
- продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
- приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
- траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
- движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
- поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.
Контроль по причине особенностей сторон
Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.
Подозрительные операции
Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём.
Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями.
На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ.
Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:
- при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
- клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
- банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.
При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.
Сомнительные операции
Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:
- не совсем обычный характер сделки;
- признаки отсутствия экономического смысла;
- неочевидные цели совершения сделки.
Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.
На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:
- сделки на сумму более 600 000 рублей;
- операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
- операции с иностранной валютой;
- обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
- получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
- частые денежные переводы различным лицам;
- частое снятие наличных в банкомате.
Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно.
Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка.
В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.
Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.
Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ
Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:
- запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
- поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
- повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
- незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
- несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
- отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
- быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
- совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
- регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
- покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
- периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
- периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.
Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный.
Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны.
Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.
Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки».
Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах.
Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.
Консультация специалиста
В результате необходимости проведения контроля финансовых операций могут возникнуть разного рода сложности. В связи с недостаточно чёткими формулировками закона нередко складываются ситуации, когда легальные операции вызывают подозрения.
Как поступить в этом случае, как отстоять свои интересы? Обращайтесь к нам за профессиональной помощью. Специалисты сервиса Unblock.money разбираются во всех тонкостях федерального законодательства и имеют обширную практику решения подобных вопросов.
Мы предоставим вам консультацию, обрисует ситуацию максимально сжато и доступно, разберёмся во всех нюансах и поможем решить проблему.
28.06.2019
Источник: https://unblock.money/stati/operatsii-podlezhashchie-obyazatelnomu-kontrolyu-115-fz/
Операции с денежными средствами подлежащие обязательному контролю
.
Здравствуйте, уважаемые читатели Вестника финансового мониторинга!
Хотите быть в курсе всех новостей законодательства в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ*? Регулярно читайте наш Вестник — зарегистрированное средство массовой информации, специализирующееся на новостях в сфере финансового мониторинга: статьи, обзоры нового законодательства, правоприменительная практика. Только нужная, полезная и актуальная информация.
Целью публикации информации на нашем сайте является распространение знаний в сфере финансового мониторинга.
Многим известно, что массив «антиотмывочного» законодательства Российской Федерации крайне велик: это и нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г.
№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и различные Постановления Правительства РФ, и нормативные акты Росфинмониторинга, Банка России и иные документы.
Законодательство в сфере ПОД/ФТ не стоит на месте: оно активно развивается и совершенствуется.
Перечень операций, подлежащих обязательному контролю
Регулярно выходят новые нормативные акты в сфере ПОД/ФТ и меняются старые. Также для единообразного применения этого законодательства регулярно выпускаются важные и полезные информационные письма Росфинмониторинга и Банка России, адресованные организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иными имуществом.
На сайте сетевого издания «Вестник финансового мониторинга» Вы найдете:
— все выпуски важнейших новостей в сфере ПОД/ФТ и финансового мониторинга;
— обзоры правоприменительной практики по финмониторингу;
— статьи журналистов;
— интервью;
— комментарии главного редактора, экспертов по финансовому мониторингу и представителей надзорных органов;
— огромное количество нужной и полезной информации для всех субъектов Федерального закона №115-ФЗ.
Вестник финансового мониторинга — это Ваш проводник в мире сложного, но очень важного для нашего государства законодательства в сфере финансового мониторинга.
* что такое ПОД/ФТ? ПОД/ФТ — это аббревиатура от Противодействие Отмыванию преступных Доходов и Финансированию Терроризма
операции физических лиц и юридических лиц, определенные в ст.
Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115
6 Закона о противодействии легализации доходов, сведения о которых должны подаваться в КФМ. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 р., а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
— покупка или продажа наличной иностранной валюты;
— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случаях, если:
— хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) име ются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо — одна из сторон — лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на указанной территории (пере чень таких государств и территорий определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию);
3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случаях, если:
— хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций;
— одна из сторон — лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве или на указанной территории (перечень таких государств и территорий определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию);
4) операции по банковским счетам (вкладам):
— размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
— перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств изза границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;
— зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия;
5) иные сделки с движимым имуществом:
— помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;
— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в КФМ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
В соответствии с п.
Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.
2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (пороговое значение). Сведения о такой сделке, совершаемой с клиентом, подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее совершения.
В письме от 02.08.2013 № 30 Росфинмониторинг разъяснил, что к сделкам с недвижимостью, подлежащим контролю, относятся также:
— договор участия в долевом строительстве;
— договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве;
— договор паенакопления;
— договор аренды, которым предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества.
Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Вопрос.
Какие сведения и в какие сроки, направляются некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган?
Ответ.
Информация о сведениях и сроках предоставления представлена в таблице.
Сведения, направляемые некредитными финансовыми организациями, в Федеральную службу по финансовому мониторингу
1. | Сведения об операции, подлежащей обязательному контролю | Представляются в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции. | Подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» |
2. | Сведения об операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях денег и финансирования терроризма (сомнительные операции). | Представляются в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции. | Пункт 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ |
3. | Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества | Направляется НФО в Уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица | Подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ |
4. | Не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган | Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее — проверка), направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки. | Пункт 5 Указания Банка России от 15 декабря 2014 г. №3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» |
5. | Информацию об операции, приостановленной в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ | Направляется НФО в уполномоченный орган незамедлительно в день применения мер по приостановлению | Пункт 10 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ |
6. | Сведения о случае отказа в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ | Представляются НФО в Уполномоченный орган в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий | Пункт 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ |
Печать
.
Источник: https://u-bags.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B4/
Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115
Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.
Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки
В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:
- Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
- По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.
Именно к таким операциям закон относит:
- снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
- купля-продажа валюты гражданином;
- покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
- получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
- обмен банкнот разных достоинств;
- внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.
Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:
- зачисление или перевод на счет денег;
- выдача или получение кредита или займа;
- манипуляции с ценными бумагами.
Кроме того, к особо контролируемым относятся некоторые операции, связанные с движением средств на счетах:
- помещение денег на счет с оформлением документации на неопределенных третьих лиц;
- открытие вклада в виде наличных финансовых средств для других лиц;
- перечисление средств на счет за рубеж или получение денег из-за границы, если второй стороной является анонимный владелец;
- зачисление или снятие денег со счета юрлица, срок деятельности которого не превышает 3 месяцев или счетом которого не пользовались со дня открытия фирмы.
Также ст. 6 определяет, что контролю подлежат некоторые операции с движимым имуществом:
- сдача ювелирных украшений, лома из них, драгметаллов, драгкамней и иных ценностей в ломбард;
- выплата гражданину страховки или принятие от него страховой премии по страхованию жизни или другому виду накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- обретение или передача собственности через лизинг;
- перечисление денег по заданию клиента некредитным предприятием;
- купля-продажа ювелирки, лома таких изделий, драгметаллов и камней;
- прием или выдача денег (в том числе в электронной форме), связанных с участием в лотереях, тотализаторах и других азартных играх;
- предоставление некредитными фирмами беспроцентных займов или получение ими таких займов.
Финансовые процессы, подлежащие контролю из-за цены сделки
В зависимости от стоимости сделки, подлежащими обязательному контролю операциями могут быть признаны и другие операции (т. е. не отвечающие условиям, указанным выше). К таким сделкам относятся:
- Купля-продажа, дарение, мена и прочие операции, связанные с передачей права собственности на имущество, на сумму более 3000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте).
- Приобретение некоммерческой организацией денег или имущества на сумму от 100000 рублей (либо ее эквивалента в валюте), если такой перевод совершается от лица иностранного государства, международной или иностранной фирмы, иностранцев или лиц без гражданства. Контролю также подлежат траты некоммерческой организации в размере от 100000 рублей.
- Движения по счетам стратегически значимых для ОПК и безопасности России предприятий либо прямо или косвенно контролируемых такими предприятиями организаций в сумме, равной 50000000 рублей (либо ее эквивалента в валюте) и более.
- Зачисление или списание денег, а также операции по первому зачислению средств на счета головного исполнителя или участника-исполнителя поставок продукции по гособоронзаказу в размере 600000 рублей и более. Дальнейшие зачисления и списания подлежат контролю только при оперировании суммами от 50000000 рублей (либо их эквивалента в валюте).
Бизнес-процедуры, подлежащие контролю из-за стороны сделки
В обязательном порядке контролируются сделки, если имеются данные о причастности одной из сторон к экстремизму или терроризму либо контроле участника сделки со стороны лиц, предположительно причастных к экстремизму или терроризму. Порядок установления лиц, причастных к экстремизму или терроризму, установлен постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 804.
Сведения о причастности субъектов к экстремизму или терроризму являются открытыми и размещаются на сайте Росфинмониторинга по адресу: www.fedsfm.ru. Имеющийся на сайте список организаций и граждан разделен на три группы:
- Действующие.
- Включенные.
- Исключенные.
При этом попавшие в такой список граждане ради обеспечения существования себя и не имеющих самостоятельных доходов членов семьи вправе:
- оперировать денежными средствами или имуществом для получения или траты зарплаты в сумме не более 10000 рублей в месяц на каждого указанного человека;
- проводить операции с деньгами или имуществом для получения или траты пенсии, стипендии, пособия и других соцвыплат, а также для уплаты налогов, штрафов и иных обязательных платежей;
- оперировать деньгами или имуществом с целью исполнения обязательств, наступивших до включения лица в перечень лиц, причастных к экстремизму или терроризму.
Таким образом, контролируемые в соответствии законом № 115-ФЗ финансовые операции представлены довольно широким списком. Ознакомиться с ним во избежание проблем и недоразумений желательно всем лицам, ведущим предпринимательскую и иную финансовую деятельность.
Источник: https://banmedica.ru/nazvanie-kategorii/operacii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu-po-fz-115
115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона
Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.
Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.
Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.
На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ
Категория | Субъекты |
Физические лица | Российские граждане. |
Иностранные граждане. | |
Лица без гражданства. | |
Организации и индивидуальные предприниматели | Кредитные организации. |
Участники рынка ценных бумаг. | |
Страховые компании. | |
Федеральная почтовая связь. | |
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них. | |
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д. | |
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов. | |
Занимающиеся операциями с недвижимостью. | |
Потребительские кооперативы. | |
Микрофинансовые организации. | |
Операторы связи и т.д. | |
Иностранные структуры. |
Действия, направленные на реализацию закона
К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.
Контроль операций
Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.
Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю
Сумма | Суть операции |
≥600 тыс. руб | Операции с денежной наличностью. |
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса. | |
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты. | |
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные. | |
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента. | |
Обмен банкнот одного достоинства на другое. | |
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности. | |
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории. | |
Операции по счетам и вкладам. | |
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.). | |
Поставки по оборонному заказу. | |
≥ 3 млн руб | Сделки с недвижимостью. |
≥ 100 тыс. руб | Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес. |
≥ 10 млн руб | Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК. |
Независимо от суммы | Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности. |
Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.
Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании.
Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.
Основные обязанности финансовых организаций
- Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
- Обновление полученной ранее информации.
- Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
- Блокирование денежных средств и другого имущества.
- Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
- Хранение информации.
Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.
Таблица 3. Критерии идентификации
Обязанность | Субъект | Информация |
Идентификация клиента | Физическое лицо |
|
Юридическое лицо |
|
Обновление ранее полученной информации
Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.
Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.
Фиксация и представление информации уполномоченному органу
В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:
- Вид операции.
- Причины для ее совершения.
- Дата операции.
- Сумма.
Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.
Блокирование счетов
Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
Хранение информации
Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Права финансовых организаций
При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:
- Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
- Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
- Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.
Ограничение прав кредитных организаций
Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.
Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.
Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.
Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.
Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.
Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.
Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.
В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.
Источник: http://prorko.ru/spravochnik/fz-115-ob-otmyvanii-dohodov/
Операции, подлежащие обязательному контролю
Федеральным законом N 115-ФЗ определен ряд операций (сделок), подлежащих изучению Росфинмониторингом на предмет их возможной связи с легализацией или финансированием терроризма.
После вступления в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.
2018 в перечень операций, подлежащих обязательному контролю (далее также — ОПОК), включены не только операции, перечисленные в статье 6, но и «операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица» (пункт 1 статьи 7.5).
Чтобы отнести операцию к числу ОПОК, следует установить наличие у нее особых признаков и условий ее совершения.
Во-первых, операция должна быть совершена клиентом субъекта ПОД/ФТ, либо в интересах такого клиента.
Во-вторых, сумма, на которую совершается ОПОК, как правило, должна быть равна или превышать некое пороговое значение либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной данному пороговому значению.
Для разных ОПОК установлены разные пороговые значения:
- 100 000 руб.;
- 600 000 руб.;
- 3 000 000 руб.;
- 10 000 000 руб.;
- 50 000 000 руб.
Однако, есть и операции, подлежащие обязательному контролю вне зависимости от суммы.
В-третьих, признаком обязательного контроля может являться состав участников операции, их правоспособность, связь с государствами из «черного списка» и т.д.
Какие именно операции подлежат контролю со стороны субъекта ПОД/ФТ?
Важно
Надзорные органы придерживаются мнения, что контролю подлежат любые операции клиента, а не только совершаемые им в рамках взаимоотношений с субъектом ПОД/ФТ.
Поэтому перечень всех предусмотренных законодательством операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть известен сотрудникам каждого субъекта ПОД/ФТ вне зависимости от сферы его деятельности.
Так, например, Росфинмониторинг указывал, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю» (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу»).
По мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой в ПВК по ПОД/ФТ является, указание в программе выявления операций не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.
В качестве примера некорректного составления ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:
Банк России указывал, что «согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, …» (пункт 1 Информационного письма от 6 марта 2006 г.
N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»).
В качестве иллюстрации данного подхода Банк России указал на необходимость представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.
ФСФР России в письме от 28.05.
2013, отвечая на запрос НП «Национальная лига управляющих», указывала, что «Федеральный закон № 115-ФЗ не разделяет обязанность уведомления уполномоченного органа по операциям, подлежащим обязательному контролю, в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация. осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом».
Исходя из вышеизложенного, в ответе ФСФР России отмечено, что в ПВК по ПОД/ФТ «целесообразно включать все операции, определенные в статье 6 указанного закона».
Источник: https://dogma58.com/operatsii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu/