282 ФЗ о статистическом учете в новой редакции
Статистика в представлении обывателя является своего рода лакмусовой бумажкой, отражающей реакцию населения на те или иные события, нововведения, тенденции и процессы, происходящие в стране.
Но это лишь одна из множества сфер официальной государственной статистики.
В качестве примера: одним из самых масштабных проектов, реализуемых в рамках системы, является всероссийская перепись населения (последняя имела место в 2010 году).
Согласно ст. 71 Конституции России, руководство системой осуществляет уполномоченный исполнительный орган власти, коем на сегодняшний день в России является Федеральная служба государственной статистики, кратко — Росстас.
Общие положения 282 ФЗ
Федеральный закон N 282-ФЗ Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации был принят и одобрен в ноябре 2007 года.
Структурно закон очень лаконичный, представлен всего девятью статьями. Обозначим тезисно:
- Цель и предмет регулирования закона;
- Используемые термины;
- Правовое регулирование;
- Принципы деятельности публичной государственной статистики;
- Официальный статистический учет;
- Федеральное наблюдение;
- Методология;
- Представление первичных и административных данных субъектам учета;
- Гарантии конфиденциальности и секретности.
Рассмотрим положения закона подробно.
Целью написания настоящего законодательного акта являлось создание правовой базы, необходимой для четкого регулирования отношений в сфере официального статистического учета.
Деятельность системы официального статистического учета в России направлена на обеспечение потребности властей и населения России в полной и достоверной информации. Статистика может затрагивать аспекты экономики, демографии, экологии, а также различных общественных процессов, протекающих в стране.
Действие закона распространено на следующих участников структуры системы официального статистического учета:
- Респондентов — юридических лиц, органы местного самоуправления, филиалы, подразделения различных учреждений, в том числе представительства зарубежных организаций, действующие в РФ;
- Субъектов официального стат. учета (другими словами, это операторы системы гос. статистики) — на государственные органы и властные структуры, осуществляющие формирование такого учета в конкретной сфере деятельности с соблюдением требований российского законодательства;
- Пользователей статистики.
Деятельность в сфере официального статистического учета основывается на следующих принципах:
- Полнота, правдивость, обоснованность с научной точки зрения;
- Обязательная актуальность, которая достигается путем своевременного предоставления сведений;
- Доступность статистических данных для общества (кроме тех, доступ к которым по закону ограничен ввиду конфиденциальности или секретности);
- Применение предусмотренных законодательством инструментов статистической методологии;
- Объективный и целесообразный выбор источников, на основе сведений которых формируется официальная статистика;
- Равномерное использование информационных источников по стране в целом, т.е. по ее регионам;
- Обеспечение конфиденциальности и секретности первичных данных (сведений от одного конкретного источника);
- Согласованность действий всех субъектов системы;
- Использование единой нормативной базы в целях обеспечения совместимости государственной статистики с другими российскими инфо-системами;
- Защита и безопасное хранение информации.
Официальная статистическая методология — это комплекс методов сбора, контроля, корректировки, сводки, учета и классифицирования данных, полученных из различных источников, а также методов оценки точности информации и ее систематизирования.
Система учета основывается на трех категориях задокументированных данных:
- Официальной статистической информации. Это документ, содержащий сводные сведения о массовых общественных процессах, выраженные в количественной форме учета;
- Первичных данных, поступивших от респондентов или полученных в ходе федерального наблюдения;
- Административных данных, получаемых государственными органами и учреждениями в ходе исполнения таких функций, как выдача разрешений, лицензий, регистрационная деятельность, контроль и другое.
Первичные данные предоставляются исключительно на безвозмездной основе. Рядовые граждане России и иностранцы, проживающие здесь постоянно, выступают в качестве респондента на добровольной основе.
Все остальные респонденты — индивидуальные предприниматели, субъекты малого и среднего бизнеса и другие организации, органы и учреждения — обязаны по закону своевременно предоставлять статистическую отчетность, содержащую в том числе данные, являющиеся государственной или коммерческой тайной. Условия и порядок данного процесса предусмотрен российским правительством и профильными законами.
Какие были внесены изменения?
За время своего существования, закон четырежды претерпевал внесение изменений. Последняя редакция закона датируется 28 марта 2017 года.
Правка коснулась части 10 статьи 8 о предоставлении первичных и административных данных, которая была изложена в обновленном виде.
В соответствии с законодательством, Центральный банк исполняет функции по составлению платежного баланса страны, оценивает ее позиции на международном инвестиционном рынке, формирует статистику внешней торговли, ведет учет внешнего гос. долга, международных резервов, прямых инвестиций как в экономику России, так и наоборот — российских инвестиций в зарубежные проекты.
Для реализации всех перечисленных функций, ЦБ РФ нуждается в первичных статистических данных, которые, согласно положениям обновленной части 10 статьи 8 закона ФЗ-282, предоставляются респондентами в обязательном порядке и на безвозмездной основе.
Федеральный закон о Центральном банке РФ. подробности здесь:
Скачать закон о статистическом учете в РФ
Статистика в общем понимании слова включает в себя действия по сбору информации, выявление на ее основе закономерностей, анализ, разработку систем наблюдения. Учет ее результатов бывает крайне полезен и даже необходим для принятия каких-либо решений, в особенности если речь идет о государственных масштабах.
В первую очередь сегодня, когда все продается и покупается, статистика востребована в сфере развития экономики — отрасли, от которой напрямую зависит нормальная жизнь общества.
Для ознакомления с положениями статей закона, предлагаем вам скачать Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации в актуальной редакции.
Источник: https://lyubimaya-moya.ru/yurist/282-fz-o-statisticheskom-uchete-v-novoj-redakcii
282 ФЗ о статистическом учете и системе государственной статистики РФ
Статистика в представлении обывателя является своего рода лакмусовой бумажкой, отражающей реакцию населения на те или иные события, нововведения, тенденции и процессы, происходящие в стране.
Но это лишь одна из множества сфер официальной государственной статистики.
В качестве примера: одним из самых масштабных проектов, реализуемых в рамках системы, является всероссийская перепись населения (последняя имела место в 2010 году).
Согласно ст. 71 Конституции России, руководство системой осуществляет уполномоченный исполнительный орган власти, коем на сегодняшний день в России является Федеральная служба государственной статистики, кратко — Росстас.
282 ФЗ о статистическом учете: последняя редакция
Статистический учет представляет собой сложный процесс, направленный на предоставление количественных сведений, полученных в результате проведения наблюдений и обработки данных. Все наблюдения и сбор информации для формирования статистики осуществляется за экономическими объектами. Регулируется процедура на федеральном уровне с помощью закона № 282.
Описание закона о статистике РФ
Федеральный Закон № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» был принят в Государственной Думе 9 ноября 2007 года.
В том же году, а именно 16 ноября законопроект получил одобрение со стороны членов Совета Федерации. С момента вступления акта в законную силу (29.11.
2007) он претерпел внесение множества изменений, последние поправки были внесены в документ в марте 2017 года.
Состоит настоящий Федеральный Закон из 9 статей. В первой статье указываются цели и предмет регулирования рассматриваемого закона.
Целью Закона № 282 служит разработка и установление правовых основ, способствующих реализации государственной политики в области официальных статистических расчетов.
Направлены они будут на удовлетворение информационных потребностей государства и всего населения России качественными и правдивыми сведениями. Вся информация должна раскрываться для населения своевременно.
Статистический учет подлежит обнародованию в области научных, социальных, экономических, демографических, экологических и иных данных, касающихся общества.
В качестве предмета регулирования, в рассматриваемом ФЗ выступают взаимоотношения общества, появляющиеся при проведении деятельности по статистическому учету.
В соответствии с 3 статьей, правовое регулирование официального статистического учета осуществляет следующий перечень документов:
- настоящий ФЗ № 282;
- Конституция России;
- международные договора;
- нормативная документация Банка России;
- нормативные акты органов государственной власти;
- ФЗ № 149 — регулирует поиск, обработку, условия предоставления, процедуру распространения статистических данных;
- иные нормативно-правовые документы РФ.
По закону, в качестве главных принциповофициального статистического учета выступают:
- предоставление развернутых и полных сведений;
- достоверность;
- своевременность;
- предоставление общедоступности к данным для всех граждан России;
- использовать для расчетов только официальную статистическую методологию, которая одобрена на международном уровне;
- чтобы снизить нагрузку на респондентов, необходимо использовать рациональный выбор источников информации;
- создать условия для оформления статистических сведений отдельно по России, по субъектам России и по муниципальным образованиям;
- сохранять первоначальные сведения в тайне, пользоваться ими для составления полной статистической информации;
- руководствоваться определенными и одинаковыми стандартами при использовании информационных технологий и различных классифицирующих систем с целью формирования государственного статистического учета;
- сохранять в безопасности все административные данные и статистическую информацию до момента ее публикования.
Вышеуказанные принципы относятся и к системе государственной статистики.
Федеральный Закон № 282 был издан для установления и определения определенных функций. Служба государственной статистики предоставляет информацию:
- населению нашей страны;
- Президенту России;
- Правительству РФ;
- Федеральному Собранию;
- органам государственной власти;
- средствам массовой информации;
- конкретным международным организациям;
- иным организациям в определенных случаях.
В полной версии настоящего закона об учете статистической информации обусловлены правила ее составления и подачи обществу, чтобы с ними ознакомиться необходимо изучить весь документ. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона № 285 с изменениями и дополнениями можно по ссылке.
Изменения в 282 законе
Все количественные данные со временем меняются, это касается и таких показателей, как демографические, экономические, социальные, экологические и так далее. В связи с их изменениями возникают вопросы о новой методологии их исчисления и соединения в статистическом учете.
Для этого, уполномоченные лица периодически вносят изменения в настоящий законодательный акт, чтобы документ всегда был актуален и соответствовал времени и обстоятельствам.
Последние поправки были внесены в Федеральный Закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» 28 марта 2017 года. В последней редакции нововведения коснулись 8 статьи.
Ознакомьтесь ФЗ 38 “О предупреждении ВИЧ”
Статья 8 ФЗ № 282
Положения настоящей статьи гласят о том, как передаются сведения первичной информации по статистическому учету и по административным данным.
Пункт 1 обуславливает правила, по которым респонденты должны предоставлять на безвозмездной основе первичную статистику, которая послужит исходным материалом для создания официального статистического учета. Первичные сведения являются коммерческой тайной, в них входят данные — о налогоплательщиках, личные данные физических лиц и так далее.
Пункт 2 раскрывает суть определения «респонденты». По закону, респондентами могут быть люди, проживающие или находящиеся в пределах России. Это могут быть лица с российским гражданством и без. За подобной категорией лиц ведется статистическое наблюдение для сбора всей необходимой информации.
Пункт 3 гласит, что респонденты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но с отсутствием юридического образования, должны безвозмездно и на добровольной основе передавать в специализированное учреждение статистику о своей деятельности. Передаче подлежит информация, являющаяся коммерческой и государственной тайной.
Пункт 4 обуславливает правила предоставления статистики для лиц, занимающихся предпринимательством малого и среднего уровня. По закону, им полагается передавать данные по упрощенной системе, руководствуясь ФЗ № 209.
Пункт 5 гласит, что все предоставляемые сведения должны быть переданы в специализированное учреждение в соответствии с нормами настоящего закона.
Пункт 6 характеризует процесс передачи статистических сведений юридических лиц, владеющих обособленными подразделениями. Они обязаны осуществлять излагать и передавать сведения как по юридическим лицам, так и по подразделениям.
Пункт 7 гласит, что вся передаваемая первичная статистика может быть представлена на бумажных носителях или на электронных, но только в соответствии с настоящим законом.
Пункт 8 раскрывает правила по предоставлению бланков респондентам. Согласно 282 законодательному акту, все бланки предоставляются на безвозмездной основе.
П. 9 обуславливает условия предоставления первичной статистики и административных данных.
П. 10 говорит, что все респонденты в обязательном порядке должны передавать первичную статистику Банку России, руководствуясь Федеральным Законом № 86. Передаваемая информация необходима сотрудникам банка для составления:
- платежного баланса;
- международной инвестиционной позиции;
- статистики внешней торговли;
- международных резервов;
- и иной документации, в соответствии с настоящим законом.
В п 10 закона № 282 в марте 2017 были внесены изменения.
Статья 9 Федерального Закона о статистическом учете
Положения рассматриваемой статьи настоящего закона обуславливают предоставление защиты первичных статических данных учета. Первичные сведения для составления статистического учета являются данными ограниченного доступа. Исключение по ограничению доступа в какой-либо информации содержатся в законах Российской Федерации.
В последней редакции Федерального Закона № 282 в 9 статью изменения не вносились. Последний раз 9 статья видоизменялась 2 июля 2013 года.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://210fz.ru/282-fz-o-statisticheskom-uchete/
Закон 282 об официальном статистическом учете
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ
«Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
19 октября 2011 г., 16 октября 2012 г., 2, 23 июля 2013 г., 28 марта 2017 г., 18 апреля 2018 г.
Принят Государственной Думой 9 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007 года
См. к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
29 ноября 2007 г.
Целью Федерального закона является создание единых правовых основ в области официального статистического учета, направленных на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в РФ.
Определены содержание основных понятий, используемых в сфере государственной статистики, принципы и формы официального статистического учета, установлен порядок предоставления первичной статистической информации, закреплены ответственность и гарантии лицам, предоставляющим такую информацию.
Официальный статистический учет осуществляют субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Официальная статистическая информация формируется в соответствии с федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством РФ.
Респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие государственную и коммерческую тайны, сведения о налогоплательщиках и иных лицах (при условии их обязательного обезличивания) и другие сведения.
Статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, составляют служебную тайну субъектов официального статистического учета, не подлежат разглашению (распространению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 декабря 2007 г. N 273, в «Парламентской газете» от 11 декабря 2007 г. N 174-176, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 49 ст. 6043
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 74-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 октября 2011 г. N 285-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
О внесении в Госдуму законопроекта, устраняющего правовые пробелы в сфере официального статистического учёта
Распоряжение от 30 мая 2016 года №1050-р. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере официального статистического учёта, связанных с первичными статистическими данными, предоставляемыми респондентами субъектам официального статистического учёта в целях формирования официальной статистической информации.
Распоряжение от 30 мая 2016 года №1050-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Росстатом в инициативном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №282-ФЗ) Росстат формирует официальную статистическую информацию в целях обеспечения информационных потребностей государства и общества.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере официального статистического учёта, связанных с первичными статистическими данными, предоставляемыми респондентами субъектам официального статистического учёта в целях формирования официальной статистической информации.
Статья 9 Федерального закона №282-ФЗ запрещает предоставление субъектами официального статистического учёта первичных статистических данных для их использования в целях, не связанных с формированием официальной статистической информации, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам (далее – перечень органов, служащих и лиц).
Правоприменительная практика показала, что такой запрет не позволяет эффективно ограничить требования от субъектов официального статистического учета соответствующего доступа к первичным статистическим данным со стороны отдельных государственных органов.
Это создает риски нарушения принципов официального статистического учета, одним из которых в соответствии со статьей 4 Федерального закона №282-ФЗ является обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.
Законопроектом предлагается дополнить перечень органов, служащих и лиц, предусмотренный частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона №282-ФЗ государственными органами, образуемыми в соответствии с российским законодательством, законодательством субъектов Федерации, другими муниципальными органами.
Принятие федерального закона позволит ликвидировать правовые пробелы в регулировании вопросов, возникающих при проведении официального статистического учёта в части первичных статистических данных, предоставляемых респондентами субъектам официального статистического учёта в целях формирования официальной статистической информации.
от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ
Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации
Источник: https://korholding.ru/zakon-282-ob-oficialnom-statisticheskom/